Что гласят правила дорожного движения?

В действующих ПДД двор обозначен как прилегающая территория. В правилах есть пункт, поясняющий, кто должен уступать в жилой зоне, когда на одной из полос имеется препятствие. Согласно ему, преимущество проезда имеет автомобиль, двигающийся на подъем. Если он остановится, трогаться ему будет намного тяжелее.

Гласные и негласные правила въезда во двор
В ПДД нет правил о том, как разъезжаться в узких дворах

Правилами дорожного движения разъясняются нюансы выезда с прилегающей территории. Водителю необходимо занять крайнее положение на дороге и пропустить всех, кто имеет преимущество. При этом не имеют значения тип транспорта и направление, в котором он движется. Въезд в жилую зону регулируется этим же правилом.

Как разъезжаться автомобилям в глубине двора — законом не регулируется. В ПДД нет указанных приоритетов для таких ситуаций.

Это приводит к многочисленным конфликтам между автомобилистами. Каждый из них считает, что преимущество на его стороне, приводя в качестве аргументов невнятные выдержки из неуместных нормативно-правовых актов.

Гласные и негласные правила въезда во двор
Очень часто в узких дворах разгораются споры

На практике все намного проще – встречный разъезд во дворах опытные водители осуществляют на основе взаимоуважения. Еще учитываются неписанные правила въезда во двор для подобных маневров.

Верховный суд разъяснил, кому не должны уступать водители, выезжающие со двора

В некоторых ситуациях, происходящих на дороге, зачастую разобраться очень непросто даже опытным сотрудникам Госавтоинспекции. Но в практике попадаются случаи, когда начинаешь сомневаться в профпригодности некоторых представителей правопорядка. Ярким примером очень странного решения по одному ДТП является постановление Верховного суда от 14 декабря 2018 года за номером 44-АД18-21.

Предлагаем ознакомиться  Доверенность на получение товара по форме М2

«В нарушение пункта 8.3 Правил дорожного движения, – говорится в материалах административного дела, – при выезде с прилегающей территории не уступила дорогу транспортному средству Volkswagen Passat».

«8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает».

Иными словами, уступаем дорогу всем, а не только транспортным средствам.

Однако в нашем случае, попавшем в практику Верховного суда, был один весомый нюанс: Volkswagen Passat двигался по дороге с односторонним движением во встречном направлении.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения … Н.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

И кто теперь виноват в подобной ситуации? Для решения этой задачки необходимо ввести дополнительные вводные. Улица, на которую совершался выезд со двора, была односторонней. На выезде от домов стоял знак 2.4 «Уступите дорогу» и знак, оповещающий о том, что улица, на которую совершается маневр, – с односторонним движением.

Водитель, а вернее водительница, посмотрев в сторону движения транспортных средств и пропустив все помехи, начала движение. Она не могла предполагать, что с другой стороны на нее вылетит нарушитель.

«Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно пункту 8.3 Правил дорожного движения, нарушение которого вменено Борисовой Н.В., при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Как разъехаться во дворах

Сдать назад

Когда два автомобиля едут навстречу друг другу по узкой дороге, чтобы осуществить разъезд, одному придётся сдать назад. Только так они смогут без проблем объехать препятствие.

Предлагаем ознакомиться  Зачем нужна защита прав потребителей? || В каком случае помогает защита прав потребителей

Спор, кому сдавать назад, возникает практически повсеместно. Исходя из логики и соображений безопасности, отъезжать назад должна та машина, которой осталось преодолеть меньшее расстояние до пункта назначения.

Гласные и негласные правила въезда во двор
Нередко водители спорят, кому сдавать назад, и принципиально не идут на компромисс

Вынуждать водителя автомобиля ехать назад до въезда в жилую зону— не только не рассудительно, но и очень опасно. Исключением из правила могут стать случаи, когда автомобилем управляет начинающий автомобилист. Новичкам в принципе сложно маневрировать в ограниченном пространстве и тем более управлять ТС в режиме заднего хода.

Лучше, чтобы более сложный маневр производился опытным водителем, даже если придется преодолеть существенное расстояние.

При встречном разъезде стоит обратить внимание и на зазоры, которые есть во дворах и возле подъездов. Именно они позволяют с легкостью осуществить необходимые маневры. Достаточно сдвинуться правее в таком месте и остановиться, чтобы встречный автомобиль мог беспрепятственно проехать.

Гласные и негласные правила въезда во двор
Небольшой зазор поможет быстро разъехаться

Также в качестве варианта нужно рассмотреть свободное парковочное место. На него можно встать, пока проезжает встречная машина. После этого дорога освободится и можно будет полностью продолжить движение дальше.

Заезд на тротуар

Если одним из автомобилей является внедорожник или просто машина с достаточно высоким клиренсом, можно частично заехать на тротуар. Освободившегося места будет достаточно для проезда другого ТС.

Попутный разъезд во дворах

Автомобили могут двигаться не только во встречном, но и в попутном направлении. Тогда придется объезжать транспортное средство, которое преграждает путь.

Гласные и негласные правила въезда во двор
Иногда лучше заехать во двор с другой стороны, чем ждать, пока другое транспортное средство уедет

Обычно так останавливаются, что высадить/посадить пассажиров, выгрузить вещи и т. д. В этом случае подождать пару минут не составит труда.

Если же транспортное средство не может самостоятельно передвигаться, или его стоянка займет длительное время, не стоит пытаться решить ситуацию агрессивным поведением. Причины остановки могут быть самыми разными:

  • работа пожарной службы;
  • работа коммунальщиков;
  • выход из строя автомобиля.
Предлагаем ознакомиться  Штраф за парковку во дворе коммерческого транспорта: новый закон

В этом случае стоит просто сдать назад, развернуться и заехать во двор с другой стороны. Иногда водители идут на принцип и начинают упорно ждать, у кого первого сдадут нервы, перекрывая при этом проезд для всех остальных. Но это опять-таки вопрос этики и взаимоуважения на дороге. В правовом поле этот конфликт решить не получится.

Гласные и негласные правила въезда во двор
Внимательность и уважительное отношение к другим водителям поможет избежать аварий и конфликтов

Важно понимать, что все неофициальные правила въезда во двор построены на взаимном уважении и заботе об окружающих. Конфликт вряд ли даст желаемый результат, но зато приведет к потере времени и сил. Лучше лишний раз остановиться и обсудить с водителем встречного транспорта то, как лучше будет разъехаться.

Делаем вывод

Таким образом, для тех водителей, которые в момент ДТП не нарушали Правил дорожного движения, это решение суда может быть крайне полезным, ведь в правоприменительной «плоскости» нередко случаются казусы. Кому-то «везет» нарваться на незаслуженный небольшой штраф, а для кого-то чужая наглость может стоить прав или даже свободы.

Запомните: нарушитель Правил дорожного движения не может пользоваться преимуществом перед другими участниками дорожного движения. Доказано Верховным судом не раз!