Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ

Приказом Минфина России от 10.06.2019 № 92н утверждены изменения в Порядок формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в рамках Закона № 223-ФЗ, утверждённый приказом Минфина России от 29 декабря 2014 г. № 173н (далее – Порядок формирования информации и документов).

1. Допускается включение в Реестр договоров, электронных документов, если они сформированы в электронном виде (абз. 1 пункта 5 новой редакции Порядка формирования информации и документов).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Данное изменение корреспондирует пункту 11 Правил ведения реестра договоров, заключённых заказчиками по результатам закупки, утв.  постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 г. № 1132 в части допустимости использования при регистрации в Реестре договоров электронных документов (например, договоров формируемых и подписываемых электронными подписями сторон с помощью функционала электронных площадок).

2. При формировании информации о заказчике в Реестре договоров необходимо указывать информацию наименование признака о включении заказчика в перечень заказчиков, определяемый Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ (при наличии).

То есть указывается относится ли заказчик к заказчикам, в отношении планов закупок которых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится оценка соответствия или мониторинг соответствия требованиям российского законодательства об участии субъектов МСП в закупках (распоряжения Правительства РФ от 6 ноября 2015 года № 2258-р и от 19 апреля 2016 года №717-р, постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1169).

3. При формировании информации о наименовании поставщика (подрядчика, исполнителя), субподрядчика, являющегося юридическим лицом (за исключением физических лиц, а также иностранных юридических лиц) в Реестре договоровтребуется указывать дату включения этого юридического лица в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (для субъектов МСП).

4. Если договором определено несколько поставщиков (подрядчиков, исполнителей), субподрядчиков, информацию в Реестр договор необходимо указывать по каждому из них

Изменения вступили в силу с 05.01.2020 г.

Вышеуказанные изменения носят технический характер и должны учитываться заказчиками при регистрации договоров по 223-ФЗ в 2020 году.

Ведь, информация о таких субъектах МСП в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствует, и в связи с этим не может быть получена из данного реестра.

Именно поэтому для таких вновь созданных юридических лиц, являющих по закону субъектами малого предпринимательства (микропредприятиями), Постановлением № 1352 и была предусмотрена возможность предоставления вместо сведений из Единого реестра субъектов МСП декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам МСП по установленной форме.

Однако, в новой редакции Порядка формирования информации и документов данная особенность действующего законодательства не учтена: формально регистрация поставщиков, являющихся субъектами МСП, возможна только на основании сведений, получаемых из Единого реестра субъектов МСП.

В связи с этим остаётся только надеяться, что федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение Реестра договоров, — Федеральное казначейство учло данное обстоятельство в обновлённом функционале Реестра договоров.

В противном случае заказчиков ожидают проблемы с регистрацией договоров, заключаемых с вновь созданными юридическими лицами, являющими субъектами малого предпринимательства (микропредприятиями), в Реестре договоров, заключаемых заказчиками.

Надеемся, что данный обзор изменений законодательства РФ о закупках отдельными видами юридических лиц окажется полезным для специалистов в сфере закупок в 2020 году.

Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:

  • Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
  • Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
  • Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
  • Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.

Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:

  1. Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
  2. Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
  3. В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
  4. Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
  5. Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
  6. Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
  7. Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
  8. Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
  9. Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
  10. Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
  11. Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
  12. Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
  13. Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
  14. Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
  15. Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
  16. Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.

Закон 223-фз: кого это касается

Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗГосударственные корпорация и объекты естественных монополий с государственной долей участия более 50%.

Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗПредприятия-дочки вышеназванных предприятий.

Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗБюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.

О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗ

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 30.12.2012 N 324-ФЗ, от 07.06.2013 N 115-ФЗ, от 02.07.2013 N 160-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 12.03.2014 N 26-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.06.2015 N 156-ФЗ, от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 13.07.

2015 N 249-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ, от 28.12.2016 N 474-ФЗ, от 07.06.2017 N 108-ФЗ, от 29.12.2017 N 470-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 31.12.2017 N 496-ФЗ, от 31.12.2017 N 505-ФЗ, от 29.06.2018 N 174-ФЗ, от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 30.10.2018 N 391-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ, от 01.05.2019 N 70-ФЗ, от 02.08.2019 N 263-ФЗ)

Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗ

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;

4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.05.2019 N 70-ФЗ)

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок:(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 321-ФЗ, от 07.06.2017 N 108-ФЗ)

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 321-ФЗ, от 01.05.2019 N 70-ФЗ)

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)

Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗ

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 07.06.2017 N 108-ФЗ, от 29.06.2018 N 174-ФЗ)

6) федеральными государственными унитарными предприятиями, имеющими существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.(в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 474-ФЗ, от 29.06.2018 N 174-ФЗ)

Предлагаем ознакомиться  Чем отличается субъект малого предпринимательства от среднего

2.1. Действие настоящего Федерального закона (за исключением случаев, указанных в части 5 настоящей статьи) не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 324-ФЗ, от 13.07.2015 N 249-ФЗ)

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — единая информационная система);(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 324-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 324-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе.(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 324-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

3. Порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи юридических лиц в уставном капитале хозяйственных обществ, порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли такого участия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗ

1) годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП) для заказчиков, подпадающих под действие Постановления № 1352, увеличен с 18 % до 20 % совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных такими заказчиками по результатам закупок;

2) годовой объем закупок, которые планируется в соответствии с проектом плана закупки или утвержденным планом закупки осуществить заказчикам в рамках Постановления № 1352 по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, увеличен с 15 % до 18 % от совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению;

3) срок оплаты по договорам с субъектами МСП сокращён с 30 календарных до 15 рабочих дней.

Изменения вступили в силу с 01.01.2020 года.

Указанные изменения необходимо учитывать заказчикам, подпадающим под действие Постановления № 1352, при планировании и осуществлении закупок, в том числе при подготовке проектов договоров по результатам таких закупок.

В соответствии с частью 3.1 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках план закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определенных Правительством РФ в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 данного закона, должен содержать, формируемый на срок не менее чем 3 года, раздел о закупке у субъектов МСП в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов МСП.

Исходя из содержания пункта 2 части 8.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ речь идёт 2-х категориях заказчиков

1. Конкретные заказчики,определенные распоряжениями Правительства РФ от 6 ноября 2015 года № 2258-р (ред. от 21.12.2019) и от 19 апреля 2016 года №717-р (ред. от 21.12.2019) и в отношении планов закупок которых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов Федерации проводится оценка соответствия требованиям российского законодательства об участии субъектов МСП в закупках.

2. Заказчики, в отношении утверждённых планов закупок которых АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» или органами исполнительной власти субъектов Федерации проводится мониторинг соответствия требованиям российского законодательства об участии субъектов МСП в закупках.

Такие заказчики определяются по критериям, установленным пунктом 4 постановления Правительства РФ от 29 октября 2015 г. № 1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга».

Таким образом, речь идёт не о всех заказчиках, подпадающих под действие Постановления № 1352 и обязанных осуществлять меры поддержки субъектов МСП при осуществлении закупок, а только о тех заказчиках, в отношении планов закупок которых проводится оценка соответствия или мониторинг соответствия на предмет соблюдения требований законодательства об участии субъектов МСП закупках.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 Правила формирования плана закупки, утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932, дополнены положениями об особенностях формирования специального раздела о закупках у субъектов МСП для этих двух категорий заказчиков, определённых Правительством РФ.

1) на первый год реализации план закупки должен содержать все сведения, предусмотренные установленной формой плана закупки;

— единицы измерения закупаемых товаров (работ, услуг) и код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

— сведения о количестве (объеме) закупаемой продукции в натуральном выражении;

— сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

— способ закупки;

— сведения о проведении закупки в электронной форме;

— об отнесении (об отсутствии критериев отнесения) закупки к перечню закупок, предусмотренных пунктом 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. №1352.

— планируемая дата или период размещения извещения о закупке (год, месяц);

— срок исполнения договора (год, месяц).

— вместо объёма закупок, которые планируется осуществить по результатам закупки, участниками которой являются только субъекты МСП, заказчиком указывается теперь объем закупок, которые планируется осуществить по результатам закупки, участниками которой являются только субъекты МСП, предусмотренный в части, касающейся первого года реализации 3-х летнего раздела об участии в закупке субъектов МСП.

То есть данный объём закупок, которые планируется осуществить по результатам закупки, участниками которой являются только субъекты МСП, отражается заказчиком только на текущий год реализации раздела об участии в закупке субъектов МСП.

Указанный объём также учитывается и в целях проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия при планировании закупок в рамках 223-ФЗ.

Изменения вступили в силу с 01.01.2020 г.

Данными изменениями в части планирования закупок необходимо руководствоваться заказчикам, в отношении планов закупок которых проводится оценка соответствия или мониторинг соответствия на предмет соблюдения требований законодательства об участии субъектов МСП закупках.

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223

— способ закупки;

Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:

  1. Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
  2. Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
  3. Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.

Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:

  1. Безотзывными.
  2. С определенным сроком действия.
  3. С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
  4. Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
  5. С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.
Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗ

Сумма, предоставляемая под банковские гарантии, является индивидуальной в каждом отдельном случае.

Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗ

В соответствии с законом 223-фз, банковские гарантии не могут превышать 10% от общего показателя капитала банка.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Ключевыми факторами, влияющими на стоимость гарантий, выступают сроки предоставления и наличие или отсутствие необходимого обеспечения.

Как правило, для снижения стоимости банковских гарантий можно открыть счет в банке и предоставить залог в виде векселей или депозитов.

Порядок организации закупочных мероприятий в рамках 223-ФЗ

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1906) скорректирован пункт 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932(далее – Правила формирования плана закупки).

Новая редакция указанного пункта Правил дублирует положения части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках, согласно которому не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ о «распубличивании» закупок, не относящихся к гостайне,  в соответствии с частью 16 статьи 223-ФЗ (в частности, распоряжения Правительства РФ от 19.10. 2017 г. № 2298-р, от 27.09.2016 г. № 2027-р, от 24.12.2015 года № 2662-р, от 23.04.2013 г. № 671-р).

1) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей, а для заказчиков с годовой выручкой за отчётный финансовый год более 5 млд. рублей информацию о закупке таких товаров, работ, услуг на сумму не более 500 тыс. рублей;

Предлагаем ознакомиться  Особенности расследования преступлений совершенных несовершеннолетними

2) о закупке ряда финансовых услуг и операций (вклады, в том числе депозитные, получение кредитов и займов, доверительное управление денежными средствами и иным имуществом, получение банковских гарантий и поручительств, расчётно-кассовое обслуживание, включая аккредитивы, брокерские услуги и услуги депозитариев);

3) о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, сделками в отношении недвижимого имущества.

Условием невключения таких закупок (пояснение: закупки, перечисленные в пунктах 1-3 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ) является принятие соответствующего решения заказчика об этом.

Данные изменения вступили в силу с 01 января 2020 г.

Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗ

На первый взгляд, перечисленные изменения в порядке планирования закупок, носят чисто технический характер и направлены на приведение Правил формирования плана закупки, утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932, в соответствии с новой редакцией части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ).

Однако, в отличие от действующей редакции части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках буквальное толкование пункта 4 Правил формирования плана закупки требует от заказчика принятия какого-то специального решения о неразмещении информации, закупках, перечисленных в пунктах 1 — 3 части 15 статьи 4 223-ФЗ.

Содержание части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ о закупках

Содержание пункта 4 Правил формирования плана закупки

Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе следующие сведения:

1) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей;

2) о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;

3) о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

В план закупки может не включаться информация о закупках, указанных в пунктах 1 — 3 части 15 статьи 4 Федерального закона, в случае принятия заказчиком решения о неразмещении сведений о таких закупках в единой информационной системе.

При этом остаётся непонятным, что имели в виду разработчики данных изменений: о принятии такого решения свидетельствует сам план закупки, в который заказчиком не включены данные закупки по п. 1-3 ч. 15 ст. 4 223-ФЗ), или это какое-то отдельное решение заказчика, оформленное, например, организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением или др.)?

Данный вопрос является далеко не теоретическим, поскольку невключение в план закупки информации о закупках товаров, работ, услуг, предусмотренных пунктами 1-3 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, в отсутствие решения заказчика об этом, оформленного в виде отдельного документа, может быть квалифицировано некоторыми территориальными управлениями ФАС России и органами прокуратуры РФ, как неразмещение информации в ЕИС со всеми вытекающими правовыми последствиями.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

То есть повлечь наложение административного штрафа по части 5 статьи 7.32.3 Кодекса РФ о административных правонарушениях на лиц, ответственных за размещение информации в ЕИС, в размере от 30 до 50 тыс. рублей; на организацию-заказчика – от 100 до 300 тыс. рублей. 

В связи с этим, по мнению автора, в целях «защиты от дурака» — неадекватных проверяющих целесообразно оформить решение заказчика о неразмещении информации о закупках, предусмотренных пунктами 1-3 части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ (в том числе о закупках «до 100/500 тыс. рублей), отдельным распорядительным документом заказчика. Также возможно включение такого решения о неразмещении данной информации непосредственно в положении о закупке.

Наверное, предлагаемая мера может показаться специалистам по закупкам излишней «перестраховкой», но проблема дураков, как и проблема дорог, как говорил один известный классик, в России всегда актуальна. Причём, по нашей исторической традиции, обе проблемы обостряются в России   именно зимой и, в особенности, в декабре (в то время, когда наш любимый «регулятор» — Минфин России штампует на скорую руку свои непродуманные изменения в законодательство в сфере закупок).

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 внесены изменения в подпункты д) и з) пункта 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 (далее – Правила ведения реестра договоров).

Согласно указанным изменениям в Реестр договоров по 223-ФЗ заказчики будут обязаны вносить сведения о наименовании страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором (в том числе в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг).

О каком именно классификаторе в поправках не сказано, но, видимо, речь идёт об ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 Общероссийском классификаторе стран мира, принятом и введённом в действие постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст.

1) при первоначальной регистрации договора;

2) при исполнении договора в отношении фактически поставленного товара.

«в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг».

Данные изменения вступят в силу с 01 апреля 2020 г.

Причина 1: действующее законодательство РФ о закупках отдельными видами юридических лиц не обязывает участников закупки указывать наименование страны происхождения товара в своих заявках на участие в закупках.

Даже при предоставлении заказчиком приоритета товарам российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925 (далее – Постановление № 925), отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. В этом случае такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров (см. подп. г) пункта 5 Постановления № 925).

Поэтому непонятно, на каком основании заказчик, сможет требовать эти сведения о наименовании страны происхождения товара от участников закупки?!

Даже если заказчик внесёт корректировки в положение о закупке в части обязательности указания этой информации о наименовании страны происхождения товара, то данные сведения невозможно будет истребовать у участника закупки при предоставлении приоритета в рамках Постановления № 925, ибо положение о закупке не может противоречить постановлению Правительства РФ.

В связи с этим складывается впечатление, что ответственные сотрудники Минфина России, разрабатывавшие данные поправки, вообще не читали ни Закон № 223-ФЗ, ни Постановление № 925.

Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗ

Причина 2: непонятно, что имеют в виду авторы данной новеллы при установлении обязанности заказчика указывать наименование страны происхождения товара при выполнении работ, оказании услуг «в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг».

Речь идёт о любом товаре, используемом при выполнении работ, оказании услуг: например, строительные материалы (кирпичи, цемент, клей и т.п.), используемые при выполнении работ? Или речь идёт исключительно о поставляемом оборудовании: например, технологическом оборудовании (лифт и т.п.), поставляемом при тех же строительных работах?

Тонкости заполнения положения о закупках по 223-фз

Положение по 223-фз в обязательном порядке содержит следующую информацию:

  • необходимые способы осуществления закупочных мероприятий;
  • предполагаемые порядки проведения торгов;
  • способы отбора актуальных поставщиков;
  • предполагаемые сроки выполнения контракта и перечисления денежных средств;
  • порядок подписания контракта между сторонами;
  • особенности приема и оплаты предоставленных работ;
  • возможные штрафные санкции;
  • способы разрешения спорных ситуаций.

Исключения

Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:

  • договор связан с государственной тайной;
  • контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
  • предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.

Сроки по 223-фз

9. При осуществлении конкурентной закупки внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке иливносимых в них изменений.

1) или в срок не позднее размещения в ЕИС извещения и документации об осуществлении конкурентной закупки;

2) или в срок не позднее размещения в ЕИС изменений в такое извещение, документацию конкурентной закупки.

То есть, исходя из буквального толкования данной новеллы, следует, что размещение в ЕИС извещения и документации конкурентной закупки возможны без включения такой закупки в план закупки: главное, чтобы такая конкурентная закупка была включена в план закупки до внесения в неё изменений.

Однако, данное положение противоречит существующему функционалу ЕИС, который не позволяет опубликовать закупку, не включённую заказчиком в план закупки (!).

Более того, при проведении конкурентных закупок в электронной форме информация о таких закупках размещается первоначально на электронных площадках и затем посредством интеграции с электронной площадкой размещается в ЕИС (см. ч. 6 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

При этом провести такую интеграцию и опубликовать в ЕИС конкурентную закупку, не включённую в план закупки, в настоящее время физически невозможно.

Эти изменения начали действовать с 01 января 2020 г.

Каких-либо последствий в виде изменения существующего порядка размещения первоначального извещения и документации о конкурентную закупку, на взгляд автора, данные поправки не повлекут. По-прежнему, формирование и размещение извещения о конкурентной закупке будет осуществляться заказчиком на основании позиции плана закупки в структурированной форме.

— часть проверяющих — сотрудников территориальных управлений ФАС России, органов прокуратуры РФ, органов ведомственного контроля будет толковать новую редакцию пункта 9 Правил формирования плана закупки, как обязывающую заказчика при внесении изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке вносить изменения в план закупки.

9. При осуществлении конкурентной закупки внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке …вносимых в них изменений.

Конечно, буквальное прочтение пункта 9 Правил формирования плана закупки опровергает подобную трактовку этой новеллы законодательства: в ней идёт речь только о том, что изменения в план закупки должны быть размещены либодо публикации извещения, документации конкурентной закупки, либо до внесения в них изменений.

Но это, к сожалению, не предотвратит привлечение части заказчиков и специалистов, ответственных за размещение информации о закупке в ЕИС, к административной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс.  до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей).

Вид документации Срок подачи Соответствующая ссылка на закон
Статья Часть
Положение о предполагаемых покупках До пятнадцати дней с момента подписания. 4 1
Внесенные изменения в первоначальный документ. До пятнадцати дней с даты утверждения. 4 1
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. 3 2
Скорректированное извещение. С течение трех дней. 4 11
Данные о необходимых покупках. Подается вместе с извещением. 3 2
Толкование особенностей договора. В течение трех суток с момента запроса. 4 11
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. Не более трех суток после подписи. 4 12
Конечный протокол. На протяжении трех дней с момента его составления. 4 12
Подписанный контракт. Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. 4.1 2
Изменения в договор. До десяти дней с момента принятия решения. 4.1 2
Отчет. До десятого числа следующего за отчетным месяца 4 19
Предлагаем ознакомиться  Образец жалобы на судебного пристава исполнителя от физического и юридического лица: Как пожаловаться на ФССП и правильно написать заявление

2-е изменение: установлен срок на внесение изменений в план закупки при осуществлении конкурентной закупки.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:

  • Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
  • Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
  • Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
  • Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
  • При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
  • Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
  • Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
  • Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
  • Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
  • Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.

Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗ

Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливается приоритет международных договоров в случае противоречия их российским законам.

В связи с этим частью 2 статьи 18 Федерального закона от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» приоритет российской промышленной продукции над иностранной может предоставляться в случаях, не противоречащим международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с соглашением о ВТО, участником которого является Российская Федерация, — пунктом 4 статьи III части II ГАТТ 1947 года товарам иностранного происхождения (стран – участниц ВТО) предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование.

Исключением из данного правила на основании подпункта «а» пункта 8 статьи III ГАТТ могут являться случаи закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, что и даёт основания устанавливать изъятия из национального режима (запреты, ограничения, условия допуска) иностранной продукции при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках законодательства РФ о контрактной системе.

Однако, большинство закупок в рамках 223-ФЗ даже при внесении в последний соответствующих поправок не может быть квалифицировано с учётом юридической практики ВТО, как «закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей» (см., например, Соглашение по правительственным закупкам ГАТТ/ВТО).

С учётом изложенного товарам из государств-членов ВТО при осуществлении закупок в рамках 223-ФЗ должен и будет предоставляться национальный режим при осуществлении закупок на территории Российской Федерации до тех пор, пока наше государство является членом ВТО.

При таких обстоятельствах с точки зрения логики и здравого смысла непонятно, зачем заставлять заказчиков фиксировать в закрытой части Реестра договоров наименование страны происхождения товаров, в том числе «в случае, если поставка товара предусмотрена условиями договора на выполнение работ, оказание услуг».

Наверное, разработчики данной поправки зачем-то хотят узнать, сколько товаров из государств, входящих в ВТО, закупается в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках?

Либо, что более вероятно, ответственные исполнители из Минфина России имитируют таким образом бурную деятельность по псевдоподдержке отечественного производителя?

Требования к информационному обеспечению закупок проводимых отдельными юрлицами по ст 4 223-ФЗ

Либо это норма придумана вовсе не сотрудниками «регулятора» — Минфина России, а сотрудниками федерального органа исполнительной власти, ответственного за функционирование ЕИС – Федерального казначейства, которым понадобилось «освоить» очередные сотни миллионов рублей из федерального бюджета на «совершенствование» функционала ЕИС в рамках 223-ФЗ»?

Либо авторами изменений являются сотрудники центрального аппарата ФАС России, которые, как говорится, «не мытьём, так катаньем» пытаются искусственно увеличить долю административных правонарушений, совершаемых заказчиками в рамках 223-ФЗ и выявляемых данной службой? А что, очень удобно: практически каждому заказчику можно будет вменить состав административного правонарушения по части 5 статьи 7.32.

Точный ответ на этот вопрос автору неизвестен, поэтому выбор варианта ответа оставляем на усмотрение читателей.

1)с 1 января 2019 года в г. Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан;

2) с 1 января 2020 года в г. Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Данный эксперимент проводится в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса РФ с целью легализации доходов физических лиц в РФ до 31 декабря 2028 года включительно.

Налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на этот специальный налоговый режим в порядке, установленном федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

При этом статьёй 2 федерального закона от 27.12.2019 № 474-ФЗ»О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  предусмотрено распространение положений Закона № 223-ФЗ о закупках, касающихся участия субъектов МСП, на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

— квотирование обязательного объема закупок у таких субъектов;

— фиксированный срок оплаты за поставленную продукцию (не более 15 рабочих дней с даты приёмки);

—  участие в программах партнерства и развития.

Эти поправки начнут действовать с 28.03.2020 года.

Реализация данной новеллы Закона № 223-ФЗ заказчиками на момент настоящего написания настоящего обзора невозможна без внесения соответствующих изменений в Постановление № 1352 в части поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» либо принятия отдельного акта Правительством РФ, регламентирующего такую поддержку данной категории физлиц в рамках 223-ФЗ.

1. Учитывается ли объём закупок у физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в общем объёме закупок у субъектов МСП в рамках Постановления № 1352 или это отдельная категория закупок со своим квотированием доли закупок?

2. Какой документ предоставляется заказчику участником закупки-физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», для подтверждения своего статуса (пояснение:статьёй 2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» не предусмотрено какого-либо специального документа, подтверждающего применение данного специального налогового режима, либо реестра физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и применяющими такой режим)?

— в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской, Калужской Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан?

Реестр недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков – это список организаций, которые нарушили ключевые аспекты закона 223-ФЗ или закона №44. Львиная доля всех заказчиков работает исключительно с организациями, незанесенными в реестр.

Среди основных причин, по которым организацию могут определить в список штрафников можно отметить:

  • Уклонение от подписания контракта или отказ от выполнения условий договора.
  • Обращение заказчиком в суд, при несоблюдении поставщиком основных пунктов договора.
  • Грубые нарушения поставщиком условий договора, влекущие за собой отказ от выполнения контракта со стороны заказчика.

Информация, содержащаяся в реестре

После принятия контролирующим органом решения о внесении организации в реестр недобросовестных поставщиков публикуются следующие сведения:

  • Название юридического лица либо полное имя, фамилия и отчество физического лица.
  • Информация о месте расположения юрлица или о месте жительства физлица.
  • Идентификационный номер налогоплательщика.
  • Данные о дате проведения сделки либо дата признания сделки несостоявшейся.
  • Информация о контракте, включающая наименования товаров, классификационный код, валюту проведения сделки, стоимость и сроки исполнения договора.
  • Дата разрыва договора с указанием соответствующей причины.

С Нового года вступил в силу пункт 3 Правил фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке, утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 г. № 883 (ред. от 02.08.2019)(далее – Правила фиксации на электронной площадке).

1) при аккредитации на электронной площадке;

2) при направлении запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, а также предоставлении разъяснений заказчиков на такой запрос;

3) об извещениях об осуществлении закупок;

4) информации о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в закупке;

5) направлении оператором электронной площадки информации в банк в целях блокирования и прекращения блокирования денежных средств, предоставленных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке;

6) размещении на электронной площадке протоколов, составленных при осуществлении закупки;

7) подаче и об отзыве заявок на участие в закупках;

8) о направлении заявок или их частей заказчику;

9) подаче и об отклонении ценовых предложений;

10) подписании проектов договоров на электронной площадке;

11) внесении изменений в перечисленные информацию и документы.

При этом при проведении конкурсов и аукционов в электронной форме, участниками которых могут быть только субъекты МСП, согласно Правилам фиксации, на электронной площадке не предусмотрена фиксация информации о работоспособности и доступности ЕИС, а также электронной площадки.

Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2020 г.

1) речь идёт только о двух способах конкурентных закупок, проводимых в электронной форме – конкурсе и аукционе, и только среди субъектов МСП, то есть с учётом особенностей таких закупок, предусмотренных статьёй 3.4 Закона № 223-ФЗ и Постановлением № 1352;

2) отсутствует обязательность фиксации работоспособности и доступности ЕИС, а также электронной площадки (пояснение: согласно Правилам фиксируются только конкретные действия (бездействие), совершаемые на электронной площадке)

Тем не менее, даже такой ограниченный инструмент защиты прав и законных интересов заказчиков и участников закупки следует воспринимать положительно, так как это является прогрессом в развитии регламентированных закупок в рамках 223-ФЗ.

Выход из реестра

На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.