Понятие внешнеэкономической сделки

Основной тенденцией современной мировой экономики является углубление международного разделения труда и, как следствие, интенсификация обменов товарами и услугами между производителями и потребителями из различных стран: например, современный россиянин работает в белорусской компании, отдыхает в Египте, продает продукт своей интеллектуальной деятельности в США, покупает недвижимость в Испании и т.д. Все эти повседневные экономические операции нуждаются в правовом сопровождении и становятся реальными лишь после правового оформления.

Со времен Древнего Рима подобные экономические отношения получили свое оформление в гражданско-правовых договорах (контрактах). Но для древнего цивилистического (гражданско-правового) регулирования было не слишком важно, чьими подданными являются участники этих отношений или из какой страны происходит товар, ибо общая политика Римского государства была направлена на экспансию, захват иностранных государств, включение их в состав империи и, следовательно, распространение на всех римского национального права, дискриминационного по отношению к иностранцам.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Человечество достаточно долго использовало столь радикальный способ создания единого правового пространства, что приводило к бесконечным войнам, нестабильности и разрушению самых процветающих экономических систем. Излишне подчеркивать, что в современную эпоху подобный способ создания общего правового пространства, обеспечивающего взаимозависимое развитие экономических или иных социальных отношений, неэффективен. К сожалению, данное утверждение не означает, что такие способы правового регулирования совсем не используются в наши дни.

В целом сбалансированное, неконфронтационное обеспечение общечеловеческих связей общим правом происходит сегодня иным путем: взаимодействием двух способов — сочетанием международно-правового и национально-правового способа регулирования этих экономических отношений. Подобное сочетание разных методов правового регулирования — сложное, многоплановое явление, как правило, не укладывающееся в прокрустово ложе устоявшихся теоретико-правовых представлений.

Возможно, неразработанность теоретических подходов связана как с исторической «молодостью» внешнеэкономического оборота, интенсификация которого приходится лишь на два последних столетия, так и с постоянно обновляющимися составляющими такого оборота, ибо научно-технический прогресс постоянно новирует и предмет правового регулирования (например, сегодня предметом договора могут стать клонированные органы живых существ или даже клонированные существа), и способ функционирования этого оборота (например, сделки совершаются в сети Интернет).

Вместе с тем не подвергается сомнению, что некоторые твердые основы правового оформления таких связей уже сложились. Прежде всего это относится к оформлению экономического оборота в виде международных коммерческих (внешнеэкономических) сделок. По своей природе международная коммерческая сделка наиболее близка гражданско-правовой сделке (контракту, договору), оформляющей экономический оборот в пределах одного государства.

В то же время международная коммерческая сделка имеет ряд особенностей и отличий. Впервые они теоретически были осмыслены перед второй мировой войной римским Институтом унификации международного частного права (УНИДРУА) {amp}lt;*{amp}gt; в связи с необходимостью выработки универсального (всемирного, всеобщего) правового регулирования международной торговли.

субъект (по признаку домициля — местонахождения) и объект (предмет) коммерческой сделки. Разработки УНИДРУА {amp}lt;*{amp}gt; по определению международной коммерческой сделки на основе двух элементов легли в основу послевоенных конвенций, принятых Гаагской конференцией в 1964 г. (Гаагские конвенции относительно «Единообразного закона о международной продаже движимых материальных вещей» и «Единообразного закона о совершении контрактов по международной продаже движимых материальных вещей»).

Гаагские конвенции 1964 г. широкого применения не получили. Не в последнюю очередь это связано и с тем, что определение международной сделки в этих конвенциях было весьма сложным и заключалось не только в обязательности выделения признака местонахождения сторон сделки в разных государствах, но и в сопровождении этого признака дополнением в виде пересечения товара через границу, или совершения оферты или акцепта на территории разных государств, или передачи товара на территории другого государства, чем то, где совершалась оферта или акцепт (ст. 1 обеих Конвенций).

Все эти дополнительные признаки, такие верные на первый взгляд, приводили к тому, что очень многие международные экономические операции не признавались международными сделками. Например, не могла быть признана международной сделкой поставка товара в другое государство и перепродажа его в этой стране третьим лицом.

Таким образом, первая попытка нормативного выделения признаков международной коммерческой сделки не привела к появлению эффективного регулирующего механизма. Но работа по выработке таких механизмов, начатая Римским институтом еще в 1926 г., не была приостановлена, а с 1966 г. велась уже в рамках структур ООН, в частности в Комиссии по праву международной торговли (UNCITRAL).

Примерно в это же время и национальное законодательство некоторых государств вводит в свой оборот понятие сделки международной торговли, основанное на одном признаке — наличии в сделке иностранного элемента в виде местонахождения (домициля) сторон сделки в разных государствах {amp}lt;*{amp}gt;.

Данный признак лег в основу определения международной коммерческой сделки в Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974 г.) и в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (1980 г.) {amp}lt;*{amp}gt;. Так, п. «а» ст. 2 Конвенции 1974 г. гласит: «Договор купли-продажи товаров считается международным, если в момент заключения договора коммерческие предприятия покупателя и продавца находятся в разных государствах…».

Признак разногосударственного домициля (местонахождения) сторон в сделке с этого времени становится основополагающим для отнесения коммерческой сделки к категории международной. При этом не имеет значения другая основа личного закона субъектов сделки — их гражданство или национальность: применение обеих Конвенций не зависит от гражданства (национальности) сторон коммерческого договора.

Предлагаем ознакомиться  Предварительная сделка при купле продаже квартиры

Несколько иное положение по этому вопросу складывается в законодательстве Российской Федерации. Во-первых, в действующем российском праве не используется термин «международная коммерческая сделка», но закрепляется его аналог «внешнеэкономическая сделка» (ст. 166 Основ гражданского законодательства Союза ССР 1991 г., ст. 162 ГК РФ).

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Возможно, внедрение термина «внешнеэкономическая сделка» в российское право связано с особенностями национального развития экономики в Российской Федерации в двадцатом столетии, а точнее, с государственной монополией внешней торговли. На это обстоятельство указывает и тот факт, что до 1991 г. в праве имело закрепление понятие «внешнеторговая сделка», подчеркивающее, что такие сделки совершало государство, владеющее монопольным правом на внешнюю торговлю.

Сегодня ситуация изменилась, монополия на внешнюю торговлю осталась в прошлом: субъекты коммерческой деятельности в Российской Федерации имеют право заключать разнообразные международные коммерческие сделки в области торговли, строительных, научно-исследовательских, проектных работ, передачи технологий, аренды оборудования и т.д.

Во-вторых, современное российское законодательство не дает определения внешнеэкономической сделки. Между тем анализ некоторых законодательных актов РФ позволяет вычленить те признаки, которые российский законодатель связывает с подобной сделкой. Начнем с законов публичного порядка. В Федеральном законе от 13.10.

95 N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предпринимательская деятельность совершается в области «международного обмена товарами, работами, услугами…». Отсюда внешнеэкономические сделки — это сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность, международный обмен, что подразумевает в первую очередь необходимость пересечения товарами, услугами, работами границ Российской Федерации.

В названном Законе основным признаком внешнеэкономической сделки считается порядок пересечения границы. Кроме того, названный признак неоднократно повторяется в иных правовых актах публичного характера: налоговом, таможенном, валютном законодательстве. Иными словами, российское государство признает сделку внешнеэкономической только при условии пересечения российской границы объектами этих сделок (международный обмен). При этом в отличие от международных конвенций статус субъектов таких сделок во внимание не принимается. Но так ли это?

Содержание международной коммерческой сделки и заключение международного контракта

Местонахождение коммерческих организаций в разных государствах и необходимость трансграничных обменов объектами предпринимательской деятельности приводят к тому, что международные коммерческие сделки являются в смысле правового обеспечения очень сложными: экономически эффективные сделки могут не достигать результатов по причинам правового характера.

Например, в арбитражном суде субъекта Федерации рассматривался спор российского завода и чешской аэрокомпании о поставке в Российскую Федерацию аэробуса. Между двумя компаниями был заключен договор подряда о ремонте на российском заводе десятка аэродвигателей чешской фирмы. В оплату произведенного ремонта на российское предприятие должен был быть поставлен новый самолет-аэробус.

На российской таможне этот лайнер не получил разрешения на ввоз в связи с недооформлением документов, необходимых для ввоза в Российскую Федерацию. Впоследствии лайнер был возвращен в Чехию, но и там был задержан на границе в связи с отсутствием необходимых документов для ввоза в Чехию. К моменту рассмотрения спора самолет был продан чешской таможней с торгов с изъятием стоимости лайнера в бюджет Чехии. Российский подрядчик не получил оплаты за выполнение работы и обратился за защитой своего права в суд.

В ходе рассмотрения спора в арбитражном суде выяснилось, что стороны при заключении контракта не распределили полномочия по перерегистрации воздушного судна, что и привело к невозможности исполнения обязательств по международному коммерческому контракту {amp}lt;*{amp}gt;. Во избежание подобных ситуаций в процессе заключения международного контракта следует учитывать все возможные варианты сбоев в правовом регулировании такой сделки {amp}lt;**{amp}gt;.

Первое необходимое условие для возникновения полноценного международного коммерческого контракта — существование субъектов, способных изъявлением своей воли обязать себя приобрести права и принять на себя обязанности (согласовать свое волеизъявление). В подтверждение такой способности субъекты международных коммерческих переговоров предъявляют документы, свидетельствующие об их правоспособности (сертификаты, выписки из регистрационных журналов и т.д.).

Кроме того, прежде чем заключать договор, субъекты предпринимательских отношений ведут переговоры об условиях сделки. При этом они выступают как оферент (предлагающий сделку) и акцептант (принимающий предложение).

Переговоры, как и сам договор, инициируются офертой (предложением по заключению договора, адресованным определенному лицу или лицам либо также неопределенному кругу лиц и содержащим существенные условия предлагаемого договора). Оферта может быть прекращена в случае ее отклонения либо направления контроферты, а также в случае истечения срока, определенного оферентом или установленного законодательством. Оферта в результате переговоров или без них может быть принята (акцептована) или отклонена адресатом оферты.

Акцептом (принятием условий) считается любое поведение адресата оферты, выражающее его волю на заключение договора. Вместе с тем пассивное поведение адресата (молчание), как правило, не считается акцептом. Акцепт презюмируется действительным, если получен в установленный оферентом срок. Акцепт с опозданием считается новой офертой.

Таким образом, для заключения международной коммерческой сделки наиболее важным считается принятие оферты акцептантом в надлежащий срок. Поэтому момент принятия оферты является ключевым в вопросе заключения коммерческого контракта. Правовые системы различных стран по-разному определяют момент и место заключения контракта.

Международные коммерческие сделки: правовое регулирование и судебная практика

Право Англии и США (Штатов) устанавливает, что договор заключен в момент и месте передачи по почте письма или телеграммы об акцепте, вне зависимости от получения акцепта оферентом (теория почтового ящика, или теория отправления).

Существуют и иные теории определения момента и места заключения договора: теория изъявления (с момента изъявления воли акцептантом) или теория узнавания. Теория узнавания об акцепте воспринята в Италии (ст. 1326 Гражданского кодекса Италии). Такие разночтения в законодательствах могут привести к затруднениям в оценке момента заключения договора.

Предлагаем ознакомиться  Отказ от доли в приватизированной квартире

Наиболее простой путь обмена офертой и акцептом — подписание типового контракта сторонами коммерческой сделки. Вместе с тем заключение международных сделок на основании оферты и акцепта — явление широко распространенное, особенно в области международной торговли, но не единственное. Следует отметить, что международные обмены высокими технологиями, интеллектуальной собственностью, услугами происходят на основе договоров, основные условия которых согласовываются во время торговых переговоров.

Торговые переговоры могут проходить в виде личных встреч представителей коммерческих фирм из разных стран, обмена письмами о намерениях, проведения предварительных переговоров, подписания предварительных документов и т.д. Названные документы могут иметь серьезное доказательственное значение для уяснения воли и намерения сторон в случае возникновения спорной ситуации. Кроме того, эти доказательства служат основанием для уяснения предмета договора и его экономической и правовой цели (causa — основание).

С точки зрения международных конвенций и национальных законов недопустимы незаконные, мнимые, несуществующие или направленные на достижение вредных последствий для третьих лиц международные коммерческие сделки. Требование о законности и «добронравном» основании (causa) коммерческой сделки направлено на защиту общественного интереса при осуществлении предпринимательской деятельности.

Согласование воли сторон (обмен офертой и акцептом), дозволенный правом предмет и допустимое основание — главные общие условия для возникновения коммерческой сделки.

Но для международной коммерческой сделки особое значение могут иметь и иные условия. Назовем важнейшие из них: 1) форма сделки. Соблюдение установленной формы (письменной, нотариально заверенной и т.д.) может быть обусловлено возможными в случае ее несоблюдения санкциями вплоть до признания сделки недействительной;

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Обычно согласие в виде разрешения или одобрения требуется для тех сделок, предмет которых может представлять опасность для общественных интересов. Так, в нашем примере из судебной практики сделка с самолетом не состоялась, ибо предмет сделки — самолет — не имел разрешения госоргана на выпуск в эксплуатацию.

Кроме того, в международных хозяйственных операциях крайне важно предусмотреть надежную возможность получения: 4) платежей по сделке, что обуславливает необходимость включения в контракт условий о международных расчетах, с использованием защитных 5) валютных оговорок и иных способов обеспечения исполнения обязательств.

В международных коммерческих связях существует риск невыполнения обязательств из-за непредвиденных событий, что диктует необходимость включения 8) условия о форс-мажорных обстоятельствах. Поскольку международная сделка лежит в сфере действия нескольких правовых систем: международных и национальных, то целесообразно включить в нее 9) условие о применимом праве и о 10) способе рассмотрения досудебных и судебных споров {amp}lt;*{amp}gt;.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что по содержанию международные коммерческие сделки отличаются усложненными условиями, отражающими их специфику: домициль коммерсантов в разных государствах и трансграничные обмены.

Нормативно-правовые источники, применяемые к сделке

Отличительной чертой правового обеспечения международной коммерческой сделки является тесное взаимодействие норм различной системно-правовой принадлежности: норм международного и национального права. Приведем следующий пример. В арбитражных судах рассматривался спор китайской внешнеэкономической фирмы и российского предприятия легкой промышленности {amp}lt;*{amp}gt;.

Российский завод обязался поставить в Китай хлопок на 10000000 долларов США. Китайская фирма согласилась оплатить стоимость товара предварительно, но потребовала обеспечить свой платеж: а) залогом транспортных средств (самолет и пароход) с оформлением необходимых документов и транспортировкой этих средств в Китай и б) банковской гарантией на 10000000 долларов США. Договор содержал нормы о выборе российского права и суда, но залог подчинялся праву Китая. Спор возник из-за невыполнения обязательств сторонами.

Для рассмотрения конфликта необходимо принять во внимание: Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., международные обычаи в области международных расчетов в виде унифицированных правил по инкассо и рекомендации ООН по вопросу двойного обеспечения коммерческой сделки {amp}lt;*{amp}gt;

Из приведенного примера очевиден вывод, что для правового регулирования международного коммерческого контракта необходимо применить международные и национальные правовые акты, в том числе: а) унифицированные международно-правовые акты в виде международных договоров, международных обычаев, решений международных организаций и прецедентов международных судов и б) национальное законодательство, конкретизированное в императивных нормах публичного и частного характера, коллизионных (отсылочных) нормах, материально-правовых нормах гражданского законодательства и национальных судебных прецедентах по вопросам действия этих норм.

Очевидно, что при применении столь сложной правовой конструкции зачастую невозможно заранее установить единые, твердые, объективные и постоянно действующие критерии, определяющие взаимосвязь правовых актов, регулирующих конкретное правоотношение, конкретную сделку. Но природа этих отношений — частноправовая, направленная на регулирование быстро меняющейся трансграничной экономики, потребовала обратить «нужду в добродетели» {amp}lt;*{amp}gt;

и вручить многие вопросы правового обслуживания трансграничного контракта в руки и под ответственность сторон такого договора. Заключая международную коммерческую сделку, стороны в значительной степени свободны в определении правовых норм, применимых к их договору, т.е. стороны сами формируют договорный статут сделки.

Предлагаем ознакомиться  Какой срок дают за изнасилование несовершеннолетних?

Свобода сторон предполагает их ответственность. В первую очередь ответственность за правильное, эффективное правовое обеспечение контракта. В идеальном варианте действия сторон сделки по правовому обеспечению международного коммерческого контракта можно представить следующим образом: 1) определение международных конвенций, применимых к сделке;

2) выбор международных обычаев, действующих в отношении предмета сделки; 3) выяснение правил, действующих в сфере региональной или универсальной интеграции, принятых в рамках международной организации; 4) уяснение позиции международных судов по указанным вопросам; 5) составление проекта контракта с набором необходимых сторонам условий;

6) уяснение вопроса о возможности применения коллизионной привязки — «автономии воли» с целью выбора применимого национального права, регулирующего обязательства сторон; 7) выяснение вопроса о праве, применимом к форме сделки и статусу сторон; 8) определение императивных норм национального права, применимых к данному правоотношению; 9) ознакомление с судебной практикой по названным вопросам; 10) выбор судебной системы на случай возможных конфликтов.

Приведенный выше перечень свидетельствует, что правовое регулирование международной коммерческой сделки представляет собой комплексное правовое обеспечение, состоящее из взаимодействующих и взаимосвязанных правовых источников международного и национального характера.

Главенствующее место среди них занимают международные договоры двух типов: а) устанавливающие основы международных экономических связей и б) создающие единообразное (унифицированное, гармонизированное) правовое регулирование международных коммерческих сделок на основе единых коллизионных и материально-правовых норм частного характера.

  1. К международным договорам первого типа относятся соглашения о товарообороте, о научно-техническом сотрудничестве, товарные соглашения, соглашения о кредитах и т.д. {amp}lt;*{amp}gt;. На первый взгляд соглашения такого рода не связаны с коммерческими сделками частных субъектов международного бизнеса. Между тем в этих соглашениях могут определяться условия выдачи кредитов частными банками (открытия кредитных линий), условия проведения тендеров и аукционов, условия оформления расчетных отношений.

Так, в арбитражных судах рассматривался спор по расчетам между нефтеперерабатывающим предприятием и предприятием, транспортирующим нефтепродукты в иностранное государство. Условия расчетов по этим сделкам были определены в межправительственном соглашении о поставке нефтепродуктов из Российской Федерации на Украину в 1996 г., что и было положено в основу одного из решений арбитражного суда.

  1. Конвенции, содержащие унифицированные нормы, направленные на единообразное регулирование международных коммерческих сделок, бывают универсальными, т.е. рассчитанными на применение всеми государствами мира, и региональными, применяемыми в рамках регионального интеграционного союза государств. К универсальным унифицирующим конвенциям относятся Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г. и др.

Среди региональных конвенций следует выделить Римскую конвенцию (государств — членов ЕС) о праве, применимом к договорным обязательственным отношениям, от 19.06.1980, Соглашение об общих условиях поставки товаров между организациями (государств — участников СНГ) и т.д. Следует признать, что количество конвенций, создающих унифицированное регулирование для международного коммерческого оборота, невелико, но в тех областях, где они действуют, существует большая правовая определенность в регулировании предпринимательских связей.

  • решения международных организаций;

В том случае если международная организация обладает полномочиями на принятие юридически обязательного для государств — членов нормативного акта, то в ее решении могут содержаться нормы, регулирующие отношения субъектов предпринимательской деятельности {amp}lt;*{amp}gt;. Так, после введения Советом Безопасности ООН экономических санкций против государства обычно предписывается «осуществлять санкции, несмотря на существование каких бы то ни было прав и обязанностей, созданных …

любым контрактом» {amp}lt;**{amp}gt;. Следовательно, предпринимательские контракты не должны исполняться, если введены экономические санкции. В последнее десятилетие такие санкции вводились против Ирака, Югославии, Афганистана и т.д. Например, в результате применения санкций к Ираку непосредственные потери российского бюджета составили около 3 миллиардов долларов {amp}lt;***{amp}gt;, потери российских предпринимателей не подсчитаны.

После введения санкций против Югославии было приостановлено исполнение многих контрактов подряда, заключенных с югославскими строительными организациями. Законность приостановления исполнения таких контрактов неоднократно подтверждалась и решениями арбитражных судов Российской Федерации. Но в этих решениях не обозначились, не нашли разрешения вопросы возмещения убытков.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Орган, способный выработать такой механизм в рамках Совета Безопасности, создан — компенсационная комиссия ООН со штаб — квартирой в Женеве, вспомогательный орган Совета Безопасности. В настоящее время отсутствует эффективная правовая связь данного органа с предпринимательскими структурами государств — членов ООН.

Не известно ни одного случая обращения российских предпринимателей в эту комиссию. Между тем решения российских судебных органов, подтверждающие неисполнение контрактов в связи с введением экономических санкций, могли бы служить основанием для обращения российских фирм в компенсационную комиссию с целью возмещения понесенных убытков.

Не менее важными могут оказаться и решения международных региональных организаций. В Европе особо серьезное значение для предпринимательских связей могут иметь решения органов Европейского сообщества. Следует отметить, что европейское право все более дополняет национальное частное право и даже частично замещает его.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В области частного права европейская унификация затрагивает торговое и обязательственное право, а также право компаний. Органы Европейского сообщества создают так называемое вторичное право (первичное — учредительные договоры и последующие соглашения о принципиальных основополагающих тенденциях европейской интеграции) {amp}lt;*{amp}gt;.