Состав основы

Предложение — это синтаксическая единица, выражающая законченную мысль. Это сообщение (повествовательное предложение), вопрос (вопросительное) или просьба, приказ, совет (побудительное предложение). Предложение состоит из слов или словосочетаний, объединенных по смыслу и грамматически. 

У предложения есть грамматическая основа — подлежащее и/или сказуемое. Предложения бывают простыми (с одной грамматической основой) и сложными (с несколькими грамматическими основами).

Главный признак простого предложения — одна грамматическая основа.

Если вам нужно составить простое предложение:

  1. Придумайте основу — подлежащее и/или сказуемое.
    Подлежащее обозначает предмет или действующее лицо, оно отвечает на вопрос: кто? что?
    Сказуемое обозначает действие или состояние, отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? что с ним происходит? каков он? что о нем говорится?
    Например, вы придумали грамматическую основу: школьник читал.

  2. Возьмите получившуюся основу и при желании добавьте к ней второстепенные члены — дополнение, определение, обстоятельство.
    Например: Десятилетний школьник с удовольствием читал книгу.

Если вам нужно найти в тексте простое предложение:

  1. Возьмите предложение, посчитайте количество грамматических основ. Если основа одна (одно подлежащее и/или одно сказуемое) — перед вами простое предложение. Дело сделано.

  2. В простом предложении может быть несколько однородных подлежащих или несколько однородных сказуемых. Если подлежащие или сказуемые соединены перечислением (сочинительной связью) — то это все равно простое предложение.
    Пример: Мальчики и девочки собрались на праздник в детском саду. Здесь два однородных подлежащих (мальчики и девочки), но грамматическая основа одна.

В схеме простого предложения есть одно или несколько грамматически объединенных слов. Они выражают законченную мысль. Само выражение является грамматической единицей синтаксиса. В нем должен быть только один предикативный центр — основа. Она может состоять из подлежащего и сказуемого или только одного слова.

Несколько примеров простых предложений: «мама отдыхает», «ребенок читает», «стемнело». Это основной структурный тип в русском языке. Он используется для построения сложных предложений. К примеру, пришла зима выпал снег — пришла зима, выпал снег.

Правила составления предложения в русском языке

Два и более простых предложений в составе сложного могут соединяться союзами или знаками препинания. Одна часть может быть независимой или находиться в подчинении другой, образуя сложноподчиненные или сложносочиненные конструкции. В первом случае простые фразы соединяются подчинительными союзами или союзными словами, предложения могут быть придаточными изъяснительными или определительными.

По строению основы разделяют предложения на односоставные и двусоставные. У первых предикативный центр состоит только из одного члена — сказуемого или подлежащего. Примеры подобных конструкций: «красивая женщина», «теплый вечер», «светает». Если в основе есть только подлежащее, то предложения называют номинативными или назывными. Они говорят только о предмете, но выполняемые им действия не описываются. Примеры фраз: «невероятная красота», «вечерняя Москва».

Существуют грамматические единицы только со сказуемыми. Они разделяются на несколько видов:

  • определенно-личные;
  • обобщенно-личные;
  • неопределенно-личные;
  • безличные.

В первом случае действие выполняет живое существо или невоодушевленный предмет. Сказуемое выражено глаголом в первом или втором лице единственного или множественного числа. Время может быть настоящим или будущим. В неопределенно-личных предложениях часть грамматической основы представлена глаголом в третьем лице множественного числа.

Обобщенно-личная фраза концентрирует внимание читателя на самом действии. Оно выражено вторым лицом единственного числа в будущем или настоящем времени, а также третьим лицом во множественном числе. В безличных предложениях действующее лицо не выражено грамматически. Двусоставными называются фразы, в которых предикативный центр полный: «идет снег», «девочка плачет».

Предлагаем ознакомиться  Дают ли освобождение от физкультуры при гастрите

Подлежащее

Являясь главным членом, подлежащее называет предмет речи. Если в каждом высказывании заключён фрагмент окружающего мира, то подлежащее называет явление, с которым что-то происходит, которое что-то делает или имеет какие-то признаки. Это член самый важный среди всего того, из чего состоит предложение.

Подлежащее может быть выражено любой частью речи, если оно отвечает на вопрос: что есть в мире? кто есть в мире?

Что есть в мире? Лето. Июнь Жара.

Кто есть в мире? Бабочки.

В этих односоставных назывных предложениях говорящий сообщает о наличии в мире названных подлежащим явлений. Бывает, что этого достаточно для сообщения.

Но чаще всего подлежащее в предложении связано со сказуемым.

Сказуемое

Являясь вторым составляющим того, из чего состоит грамматическая основа предложения, сказуемое выполняет следующие функции:

  • Обозначает действие предмета, названного подлежащим (Снег растаял).
  • Обозначает действие предмета, которое испытывает предмет, названный подлежащим (Крыши усыпаны снегом).
  • Называет признак, которыми обладает предмет, названный подлежащим (День был тёплый).

Обычно сказуемое выражается глаголом. Если оно выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения, то оно имеет название «простое глагольное сказуемое». В случае, когда оно состоит из двух глаголов, один из которых – инфинитив, речь идёт о составном глагольном сказуемом. А если в составе сказуемого есть иная часть речи – не глагол, то сказуемое — составное неглагольное.

Члены предложения

В простом предложении могут быть два и более однородных членов предложения: подлежащих, сказуемых или второстепенных членов.

Однородные члены — это одинаковые, равноправные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному слову. Связь между ними может быть бессоюзной, а может осуществляться с помощью союзов — и, а, но, однако и другими.

  • Если между однородными членами нет союзов, обычно ставится запятая: Мы долго шли по лесу, останавливались, отдыхали, шли дальше.

  • Если между однородными членами стоит одиночные соединительный союз и, да, запятая не ставится: К нам в гости пришли Анна и Андрей.

  • Между однородными членами предложения с противительным союзом а, но, однако, зато ставится запятая: Он двигался быстро, но не бежал.

  • Если однородные члены соединены повторяющимися союзами, запятая ставится: И ты, и я, и все мы хотим одного.

Подробнее о знаках препинания при однородных членах читайте в статье: Однородные члены предложения: запятые, тире, двоеточие и типичные ошибки

Простые фразы могут быть полными и неполными. Это зависит от того, есть ли в них второстепенные и главные члены предложения. В первом случае есть все составляющие, что позволяет полностью выразить мысли. Примеры полных фраз: «она подошла к зеленому дереву», «автомобиль едет по мосту». Во втором варианте не хватает главного или второстепенного слова, но его отсутствие не ухудшает качество предложения: «он поздоровался с подругой, а она — с ним». Вторая часть этой фразы является примером неполной грамматической единицы.

Предложения могут быть распространенными и нераспространенными. В первом варианте есть второстепенные члены, которые объясняют или описывают грамматическую основу. Если они отсутствуют, а есть только предикативный центр, то фразу называют нераспространенной. Примеры первых: «в осенний день ярко светит солнце», «теплый дождь омывает асфальт». Второй вариант: «плывет корабль», «распогодилось».

Другие составляющие того, из чего состоит предложение, — второстепенные члены. Они находятся в подчинительной связи по отношению к главным членам или друг к другу и служат для определения, уточнения, дополнения их значений.

Второстепенными они называются потому, что без них предложение может существовать. Но оно не было бы полным отражением всего разнообразия мира, если бы в нём не было второстепенных членов. Сравним, например:

  • Появились подснежники (без второстепенных членов — нераспространённое предложение).
  • Весной появились подснежники (обстоятельство времени расширяет мир, отражаемый в предложении).
  • Весной появились долгожданные подснежники (определение выражает отношение человека к фрагменту мира).
  • Весной появились долгожданные подснежники – предвестники тепла (приложение помогает почувствовать радость предчувствия того, что последует после того, как появятся подснежники).
  • Весной появились на проталинках долгожданные подснежники – предвестники тепла (дополнение позволяет увидеть более точную картину мира).
Предлагаем ознакомиться  Составление баланса рабочего времени на год

Координация

Итак, главные члены – это то, из чего должно состоять предложение. Между ними устанавливаются особые отношения, которые принято называть в научном мире координацией. Это такой вид связи, при котором подлежащее и сказуемое ставятся в одной и той же форме числа, рода, падежа.

Примеры предложения с координируемыми главными членами:

  • Снег выпал.
  • Отец – доктор.
  • Ночь тёмная.
  • Дети весёлые.
  • Прогулка намечена.
  • Игры проводятся на воздухе.

Иногда координация между подлежащим и сказуемым невозможна:

  • Пельмени — нарасхват.
  • Военный в шинели.
  • Главная задача полководца – изучать противника.
  • Есть из солдатского котла не считалось зазорным.

Основные виды

В простой фразе есть главные и второстепенные члены. Основу составляют подлежащее и сказуемое. Первое отвечает на вопросы «кто?» и «что?», означает предмет или живое существо. Второе обозначает действие, которое совершает подлежащее. Эти два члена связаны, они являются предикативных центром предложения.

Правила составления предложения в русском языке

Существует несколько видов простого предложения. Группы образуются по нескольким признакам:

  • интонации;
  • цели высказывания;
  • составу основы;
  • отсутствия или наличия главных членов.

По интонации фразы делятся на восклицательные и невосклицательные. Согласно цели высказывания они бывают вопросительными, побудительными и повествовательными. От предикативного центра также зависит вид — односоставный или двусоставный. Могут быть фразы полными и неполными, что определяют его члены. Есть также осложненные и неосложненные словосочетания.

Определение

Один из второстепенных членов – определение. Оно относится к члену предложения, имеющему предметное значение. Отвечает на вопросы какой? чей? и их падежные формы. Бывает согласованным и несогласованным. Согласованные определения стоят в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово, а несогласованные не изменяются при изменении главного слова.

  • Согласованные определения: Мой большой лающий пёс, моя большая лающая собака, моё большое лающее животное.
  • Несогласованное определение: Пёс с ошейником, собака с ошейником, животное с ошейником.

Цель высказывания

От наличия определенного знака препинания в конце зависит вид предложения по интонации. Если есть восклицательный, то фразы так и называются: «Как же быстро пришла весна!» Но если знака нет, то они невосклицательные: «Зима затянулась».

По цели высказывания есть три вида: побудительные, вопросительные и повествовательные. Первые призывают человека к действию. Простые примеры: «купи хлеб», «прочитай книгу», «поговори с отцом».

Второй вариант используется в случае, когда необходимо о чем-то спросить: «Когда ты вернешься на работу?» Последний вид используется в литературе чаще всего, ведь такие словосочетания позволяют рассказать о чем-либо. Примеры повествовательных предложений: «Египет — это страна африканского континента», «правила умножения написаны в таблице».

Дополнение

Один из компонентов того, из чего состоит предложение в русском языке, — это дополнение. Такой второстепенный член обозначает предмет, по отношению к которому совершается действие или проявляется признак. К дополнению ставятся вопросы косвенных падежей. Оно относится к словам со значением действия:

  • водой наполнил;
  • водой наполнена;
  • наполненная водой;
  • наполнение водой.

По грамматическим признакам дополнение может быть прямым или косвенным. Прямое дополнение связано с переходным глаголом без предлога в винительном падеже:

  • вижу (кого? что?) пейзаж;
  • фотографирую (кого? что?) пейзаж;
  • рисую (кого? что?) пейзаж.

Косвенное дополнение выражается всеми другими формами существительного, кроме формы винительного падежа без предлога.

  • любовался (чем?) пейзажем;
  • красота (чего?) пейзажа;
  • думал (о чём?) о пейзаже.
Предлагаем ознакомиться  Виды распоряжений руководителя

Обстоятельство

Обстоятельство – это ещё одна часть того, из чего состоит предложение. Оно характеризует способ, место, время, причину, цель, условие и другие особенности действия, состояния или признака.

Обстоятельство отвечает на разные вопросы в зависимости от того, какую сторону действия оно характеризует:

  • В лесу (где?) раскрасилось всё по-осеннему.
  • Всё раскрасилось (как?) по-осеннему.
  • Раскрасилось (когда?) в сентябре всё вокруг.
  • Красиво (в какой степени?) очень вокруг.

Очень часто обстоятельственные значения могут совмещаться со значением дополнительным:

  • Я отдыхал (где? в чём?) в деревне.
  • Мы потратили деньги (зачем? на что?) на покупку.
  • Миша задержался (почему? из-за кого?) из-за товарища.

Сложное предложение

Если в простом предложении одна грамматическая основа, то несколько основ – это то, из чего состоит сложное предложение. Следовательно, в сложном предложении отражается несколько фрагментов окружающего мира: Осень пришла внезапно, и зелёные деревья стояли под шапками снега.

В предложении два предмета речи: осень и деревья. У каждого из них есть слово, которое обозначает его действие: осень пришла, деревья стояли.

Части сложного предложения могут быть связаны различными способами: бессоюзной или союзной связью. Союзные предложения могут быть сложносочинёнными или сложноподчинёнными. Лучше всего строение сложных предложений отражают схемы. Скобки и условные обозначения подлежащего и сказуемого — это то, из чего состоит схема предложения. Самостоятельные предложения обозначены квадратными скобками.

[-=], [-=].

[-=], и[-=].

Сложноподчинённые предложения состоят из главного и придаточного предложения, главное обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

[-=], (когда -=).

(если-=), [-=].

Примеры сложных предложений:

  • От деревьев пахло смолистым ароматом, а ветерок разносил его далеко в степь. (союзное, сложносочинённое).
  • Берёзки стояли у пруда, который отражал их в своей глубине на фоне голубого неба и белых облаков (союзное сложноподчинённое).
  • Кругом царила тишина: писк комара слышался отчётливо и звонко (бессоюзное).

Осложненные фразы

Предложения с одной грамматической основой могут быть осложнены. Их конструкции включают:

  • однородные члены;
  • обособленные определения, дополнения и обстоятельства;
  • приложения;
  • вводные слова и обращения;
  • уточняющие члены.

Обособленные дополнения и обстоятельства как примыкание к сказуемому и подлежащему выражают мысль более точно: «дочитав книгу, брат лег спать»; «ей понравилось творчество этой группы, за исключением нескольких песен». Вводные слова и обращения часто используются в диалогах: «сегодня, наверное, я пойду в библиотеку»; «юность, как быстро ты уходишь!» Уточняющие члены предложения делают его яснее: «самолет разбился в четыре утра, на рассвете».

Синтаксический разбор

Разбор предложения нужно проводить по правилам. Сначала необходимо определить цель высказывания фразы — она может быть вопросительной, повествовательной или побудительной. Затем выявляется эмоциональная окраска, находится подлежащее и сказуемое. Единственный предикативный центр — это главный признак простого словосочетания.

Правила составления предложения в русском языке

После этого нужно определить структуру. Фраза бывает односоставной и двусоставной, распространенной и нет, полной или неполной. Необходимо также разобрать все ее члены и связать их в единое целое: выявить сказуемое и подлежащее, второстепенные слова, определить, к какой части речи они принадлежат. В конце нужно составить схему и объяснить расстановку знаков препинания.

При изучении русского языка ученики переходят от простых к сложным предложениям. Они учатся выявлять грамматическую основу и объяснять структуру фразы, правильно выделять все члены. А также пробуют составлять из простых выражений короткие тексты.