2.
Состав, порядок формирования и структура
органов конституционного контроля во
Франции и Польше.

Конституционный контроль
представляет собой
определенную деятельность специальных
или уполномоченных органов государства,
конечная цель которых – выявление и
пресечение (вплоть до отмены действия)
не согласующихся с действующей
конституцией законов и иных нормативных
правовых актов.

Конституционным надзором
является деятельность
государственных уполномоченных органов
с целью выявления неконституционных
актов, результат такой деятельности –
уведомление органов, принявших или
собирающихся принять противоречащий
конституции акт.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

По времени осуществления
конституционный контроль может быть
предварительным или последующим. При
предварительном контроле акт проверяется
до его вступления в силу (закон – до
санкционирования и промульгации, но
уже после принятия парламентом).
Последующий контроль распространяется
в принципе на действующие, по крайней
мере официально опубликованные, акты.

По месту осуществления
конституционный контроль может быть
внутренним и внешним. Внутренний контроль
проводится самим органом, который издает
акт, внешний – иным органом, например
главой государства, к которому на подпись
или для промульгации поступил принятый
парламентом закон. Внутренний контроль,
как правило, – предварительный, хотя
есть примеры и последующего внутреннего
контроля (ниже в п.

4 настоящего параграфа
мы покажем это на примере Кубы). Нередко
такой контроль носит консультативный
характер и не исключает внешнего
контроля. Внешний контроль в большинстве
случаев – последующий, однако может
быть и предварительным. Например, все
законопроекты французского Правительства,
вносимые на рассмотрение Парламента,
в обязательном порядке предварительно
рассматриваются в Государственном
совете – высшем органе административной
юстиции, одновременно выполняющем
функции юридического советника
Правительства.

если оно объявляет
акт соответствующим конституции, никакие
претензии к нему в этом плане больше не
принимаются; если же акт объявлен
неконституционным, то теряет юридическую
силу либо, реже, возвращается на
рассмотрение издавшего органа. Чаще
всего под конституционным контролем
понимается именно постановляющий
контроль.

По обязательности проведения
конституционный контроль может быть
обязательным или факультативным. В
первом случае акт обязательно подвергается
конституционному контролю, обычно
предварительному. Так, во Франции
Конституционный совет обязательно
проверяет на соответствие Конституции
органических законов и регламентов
палат Парламента до их вступления в
силу.

Факультативный контроль
осуществляется только в случае заявленной
инициативы управомоченного субъекта.
Наиболее часто конституционный контроль
бывает факультативным: проводится по
требованию управомоченного органа или
должностного лица либо же индивида, у
которого возникли сомнения в
конституционности акта.

По форме конституционный контроль
может быть абстрактным или конкретным.
Абстрактный контроль означает проверку
конституционности акта или нормы вне
связи с каким-либо делом. Предварительный
контроль может быть только абстрактным
(но не наоборот). Конкретный же контроль
осуществляется только в связи с каким-то,
чаще всего судебным, делом, при разрешении
которого подлежат применению определенные
норма или акт, оспариваемые с точки
зрения конституционности.

Он, стало
быть, – всегда последующий. Абстрактный
контроль имеет, на наш взгляд, определенные
преимущества перед конкретным: позволяет
шире взглянуть на проблему соотношения
оспариваемого акта с конституцией,
обеспечивает единство и непротиворечивость
контроля и в конечном счете лучше
отвечает идее разделения властей.
Правда, конкретный контроль создает
лучшие возможности для более или менее
оперативной защиты прав человека.

По объему своему конституционный
контроль может быть полным или частичным.
Полный контроль охватывает всю систему
общественных отношений, урегулированных
конституцией. Частичный же контроль
распространяется лишь на определенные
их сферы, например на права человека и
гражданина, на федеративные отношения
и т.д.

По содержанию конституционный
контроль бывает формальным или
материальным. При формальном контроле
проверяется соблюдение конституционных
условий и требований, относящихся к
изданию акта, то есть входило ли издание
акта в компетенцию издавшего органа,
соблюдены ли процедурные требования
при этом, в надлежащей ли форме издан
акт. Материальный же контроль имеет
дело с содержанием акта и означает
проверку соответствия этого содержания
положениям конституции.

с
момента их издания или с момента
вступления в силу конституционной
нормы, которой они стали противоречить.
Отсюда следует, что должны быть
восстановлены отношения, существовавшие
до этого момента, возмещен ущерб,
причиненный их изданием, и т.д. Это
порождает большие сложности, а порой
просто невозможно, особенно когда
неконституционные норма или акт
действовали длительное время.

1) политический конституционный
контроль в качестве органов, которые
не считаются специализированными;

Предлагаем ознакомиться  В какие органы жаловаться на судебных приставов

а) европейской системе,
основанной на специализированных
органах конституционного контроля:
судебных органах (органах конституционной
юстиции) и квазисудебных (юрисдикционные
учреждения, которые действуют в рамках
исполнительной власти и разрешают
административные споры в как бы судебном
порядке) органах (Конституционный Совет
во Франции);

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

б) американской системе, при
которой конституционность законов
имеют право проверять судьи общей
юрисдикции в рядовом процессе рассмотрения
определенных дел.

Во Франции
конституционный контроль осуществляется
двумя различными органами – Конституционным
советом и Государственным советом.
Основная часть Конституционного
совета назначается тремя
высшими должностными лицами: президентом,
председателем сената (верхней палаты
парламента) и председателем Национального
собрания (нижней палаты).

Каждое из этих
должностных лиц назначает треть членов
Совета на девять лет; их мандат
невозобновляем, быть членом Конституционного
совета можно только один раз. Каждые
три года обновляется треть членов
Совета. Другая часть Конституционного
совета – все бывшие президенты республики.
Нельзя совмещать должность в Совете с
членством в парламенте и с должностями
в государственном аппарате, а также с
руководящей деятельностью в государственном
или частном секторе экономики и с
руководством политической партией.

Государственный совет
назначается президентом и дает заключения
правительству о соответствии его актов
закону, а также оценивает с точки зрения
конституционности акты регламентарной
власти (право правительства регулировать
общественные отношения актами
(регламентами), юридическая сила которых
ниже юридической силы закона). Он имеет
также судебные полномочия, о которых
будет сказано ниже.

Конституционный контроль во
Франции является, по существу,
предварительным. Последующий
конституционный контроль осуществляется
лишь по жалобам граждан в Конституционный
совет на нарушение законом их
конституционных прав (с 1990 г.), но это
возможно лишь после рассмотрения таких
жалоб Государственным советом или
судом.

В Польше
последовательно предпринимаются меры,
нацеленные на формирование гражданского
общества. Одним из важнейших его признаков
является совокупность действий властей
в соответствии с законодательством, а
также наличие учреждений, гарантирующих
соблюдение прав человека и гражданских
прав. Польский парламент чутко реагирует
на вопросы, связанные с защитой прав
человека.

Сейм при согласии Сената назначает
Представителя правительства по
гражданским правам — конституционный
орган, стоящий на страже прав и свобод,
гарантированных Конституцией и другими
законодательными актами. Представитель
правительства по гражданским правам
пользуется широкими полномочиями и
располагает различными юридическими
инструментами, дающими ему возможность
эффективно защищать интересы каждого
гражданина, права которого каким-либо
образом были нарушены.

Конституционный суд, обеспечивающий
контроль над создающимися в Польше
правовыми актами, также следит за
соответствием законов и предписаний
международным договорам, ратифицированными
польским государством. Кроме того,
Конституционный суд является органом,
в который каждый, (как гласит статья 79
Конституции РП) «чьи гарантированные
Конституцией свободы или права были
нарушены», имеет право подать так
называемую «конституционную жалобу».
Гарантами уважения прав человека и
гражданина являются также независимые
суды.

Предлагаем ознакомиться  Особенности проведения родов за границей. Какие нужны документы

4.Основные
принципы и стадии конституционного
судопроизводства.

Во Франции – четыре различные
ветви осуществления правосудия. Это:

  1. общественные суды,
    когда рассмотрение мелких споров
    осуществляется непрофессиональными
    судьями – медиаторами (посредниками);
    в основном это отставные судьи, чиновники,
    знакомые с юриспруденцией. Они назначаются
    местными советами – муниципалитетами,
    в стране их около тысячи человек;

  2. иерархическая
    система общих судов, рассматривающих
    уголовные и гражданские дела;

  3. различные
    специальные суды (для несовершеннолетних,
    военнослужащих и др.);

  4. иерархическая
    система административных судов.

Кроме того, как уже упоминалось,
действуют некоторые квазисудебные
органы (например, при Счетной палате).

Основную роль в системе правосудия
играют общие суды.
Низшая ступень в их системе – трибуналы
малой инстанции. Они создаются в главном
городе департамента (если департамент
относительно небольшой), в центральном
городе судебного округа или кантоне. В
составе трибунала несколько судей, но
дело рассматривает один судья, единолично.

В этом трибунале рассматриваются
сравнительно небольшие гражданские
дела – с ценой иска до 20 тыс. франков
(по мелким делам – до 7 тыс. франков –
обжалование вообще не допускается).
Судья рассматривает и мелкие уголовные
дела – лишение свободы до двух месяцев,
штраф до 6 тыс. франков; тогда он действует
в форме полицейского суда (трибунала).

В каждом департаменте или судебном
округе, объединяющем несколько мелких
департаментов, создается трибунал
большой инстанции (в крупном департаменте
их несколько). Он имеет палаты по уголовным
и гражданским делам. Эти палаты заседают
обычно в составе трех судей, некоторые
дела рассматривает судья единолично.

Высшее звено – апелляционные
суды (их 34). Судебный округ апелляционного
суда охватывает в среднем 3–4 департамента.
В составе апелляционного суда множество
палат – по гражданским, уголовным,
социальным делам, обвинительная палата
по делам военнослужащих, по делам
несовершеннолетних и др. Суд рассматривает
дела всегда коллегиально, в составе
нескольких судей.

Суды присяжных, в том числе особые
суды присяжных по делам несовершеннолетних
и суды присяжных для военнослужащих,
являются особым звеном в системе общих
судов. Они создаются в каждом департаменте
и рассматривают только уголовные дела.
Судебное присутствие состоит из трех
профессиональных судей и девяти присяжных
(народных) заседателей, подбираемых
путем жеребьевки из списка избирателей
(отказ от выполнения этой обязанности
карается штрафом).

Специальные суды
создаются по разным вопросам: кроме
“государственных” судов по делам
несовершеннолетних и военнослужащих
существуют и специальные суды, формируемые
особым образом. Это суды по торговым
делам (избираются коммерсантами), советы
по трудовым соглашениям (избираются
предпринимателями и работниками на
паритетных началах), суды по арендным
делам (избираются сторонами на паритетной
основе).

Возглавляет судебную систему
Кассационный суд
(его часто называют Верховным судом). В
его составе несколько палат, которые
рассматривают кассационные жалобы –
жалобы на нарушение закона в судебном
процессе. Решения палат могут быть
обжалованы в пленарное заседание суда.

Прокуроры действуют при судах
разного уровня. При Кассационном суде
состоит генеральный прокурор. Все
прокуроры подчиняются министру юстиции,
они представляют в судах государство
(поддерживают обвинение, защищают
интересы государства по гражданским
делам).

В Польше главным источником всех
правовых актов, законов принимаемых
парламентом, и последующих распоряжений
Совета Министров и конкретных министерств
является Конституция. Распоряжения не
могут содержать положений, противоречащих
Конституции или законам, из нее вытекающим.
Законы группируются в различных Кодексах,
в том числе Гражданском Кодексе, Уголовном
Кодексе, Торговом Кодексе, Трудовом
Кодексе и Административном Кодексе.

Предлагаем ознакомиться  Расторжение договора - основания и порядок

Гражданские и уголовные дела
рассматриваются присяжными заседателями
и профессиональным судьей, либо судьей
на общественных началах. Тип суда,
который принимает решения в каждом
конкретном случае, зависит не только
от обстоятельств, но и от характера,
сущности рассматриваемого дела. Иногда
состав суда формируется таким образом,
чтобы обеспечить возможность принятия
решения как в гражданских, так и уголовных
делах — в зависимости от существа решаемой
проблемы.

Суды первой инстанции
представляют собой специализированные
суды, в том числе гражданский суд,
уголовный суд и суд по вопросам семьи
и несовершеннолетних. Специфическими
категориями судов является хозяйственный
и трудовой суды. Хозяйственный суд кроме
исполнения функции учета и регистрации
деятельности фирм, занимается также
правовыми аспектами отношений между
предприятиями и другими проблемами
коммерческой деятельности.

Трудовой
суд рассматривает дела, связанные с
трудовыми отношениями. Решения, принятые
в специализированных судебных отделах,
могут быть обжалованы на следующей,
второй ступени суда того же типа. Дела,
рассмотренные в специализированных
судах второго уровня, могут быть
обжалованы в Апелляционном Суде.

Условием
рассмотрения апелляции являются
чрезвычайные обстоятельства, касающиеся
данного дела. Решения не могут быть
обжалованы повторно. Верховный Суд
исполняет две функции. Первой функцией
является надзор за деятельностью всех
судов и единообразной реализацией
существующих правовых положений в
принимаемых решениях.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Второй функцией
Верховного Суда является рассмотрение
апелляций. Конституционный Трибунал
интерпретирует законодательные акты
и контролирует соответствие принятых
законов положениям Конституции.Нотариальное обслуживание в Польше
существует исключительно в форме частной
практики. Нотариус имеет право формальной
легализации, подтверждения документов.

Типичными примерами документов, требующих
нотариального подтверждения, являются
договоры создания обществ с ограниченной
ответственностью и большинство договоров
купли-продажи недвижимости. Эти важные
документы, даже правильно составленные
и не содержащие положений, противоречащих
праву, остаются недействительными без
нотариального подтверждения.

  1. Список использованной литературы.

1.
Конституционные акты Французской
Республики. (Декларация прав человека
и гражданина 1997г., Преамбула Конституции
1946г., Конституция Французской Республики
(1958г.)

2.
Конституция Республики Польша (Принята
Национальным Собранием 2 апреля 1997 г.,.
одобрена на референдуме 25 мая 1997г.)

3.
«Конституционное право зарубежных
стран. В.Е. Чиркин.

4.
«Конституционное правосудие в странах
центральной и восточной Европы(на
примере Польской Республики). Пастернак
С.Н.

Виды конституционного контроля.

1. Предварительный и последующий
контроль, при котором уполномоченные
органы дают свои заключения о соответствии
конституции конкретных актов до времени
вступления их в силу. В случае возникновения
спора о законности акта он может быть
рассмотрен после вступления его в
законную силу. Все признанные незаконными
правовые акты прекращают действовать
или же запрещаются к публикации и не
вступают в силу.

2. Конкретный и абстрактный
виды контроля, т. е. принимается
решение по конкретному делу или
абстрактному делу, в общем варианте.

3. Обязательный и факультативный
виды контроля, т. е. некоторые законы
и подзаконные акты подлежат обязательному
контролю, а некоторые – по инициативе
субъекта.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

4. Решающий и консультативный
виды контроля.

5. Существуют решения, имеющие
обратную силу, и решения, действующие
только после его принятия, если
рассматривать эти решения с точки зрения
применения решения органа конституционного
контроля.

6. Существует внутренний и
внешний контроль, т. е. контроль
осуществляется или самим издавшим закон
органом, или иным органом.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

7. Контроль различают по
содержанию: формальный, при котором
проводится проверка конституционности
процедуры принятия акта, и материальный
– проверяется конституционность
содержания.