Расчет тяжести последствий ДТП

Несмотря на то, что ужесточение административных взысканий за несоблюдение ПДД дало некоторый результат на уменьшение количества ДТП, это число по-прежнему остается высоким. Россия – одна из стран-лидеров по числу смертельных ДТП.

По данным ГИБДД аварии происходят из-за разных факторов, однако есть группа причин, по которых ДТП случаются чаще.

Чаще всего дорожно-транспортные столкновения происходят по таким причинам:

  • превышение скорости;
  • проезд на запрещающий сигнал;
  • разворот в запрещенном месте;
  • вождение в состоянии алкогольного опьянения;
  • несоблюдение порядка пересечения перекрестков и переездов.

Таблица 3. Распределение частоты ДТП в зависимости от причин, вызвавших аварийную ситуацию.

Общий фактор риска Причины
Нарушение ПДД Алкогольное опьянениеПревышение скоростиОтказ от ремней безопасностиНеиспользование специальных детских креселНеисправные авто
Влияние отвлечений Разговор по телефонуБеседы с попутчикамиКурение за рулемПрием пищиГромкая музыкаЖивотные в салоне
Другие причины Неудобная обувьУсталостьПлохое дорожное полотноПлохая погода и ограниченная видимость

Как правило, в таких случаях от тяжелых последствий ДТП в некоторой степени уберегают ремни безопасности.  Нередко в дорожно-транспортные происшествия попадают маршрутные такси.

Как определить тяжесть последствия в дтп

Автобусы опрокидываются редко, так как скорость их движения меньше, чем у маршруток.

Таблица 4. Число аварий за 2016 год по регионам с участием общественного транспорта.

 Регион   Общее число ДТП  Число смертей  Число пострадавших
 Москва   2 000  90   2 540
 Санкт-Петербург  1 540  54   1 945
 Ростов   1 345  145 10870 

Как видно, при ДТП с общественным транспортом травмируется немало людей, так как из-за ошибки одного водителя страдает группа пассажиров. Очень часто происходят дорожно-транспортные происшествия, виновниками которых оказываются пешеходы.

Переход улицы в неположенном месте или на запрещающий сигнал приводит к травмам, а иногда даже к летальным последствиям.

Аварии с пешеходом вне пешеходного перехода приводят к многочисленным человеческим потерям:

  • например, в Иркутской области только за прошедший год из-за наездов погибло более 100 человек и около 700 получили травмы;
  • в течение последнего 2019 года по Москве и области имуществу и жизни населения был нанесен значительный ущерб из-за ДТП с участием мотоциклов. Произошло 181 столкновение.

К сожалению, водители этой категории транспортных средств попадают в страшные происшествия чаще других.ДТП с велосипедистами не регистрируются в обычном порядке, поэтому данные по таким столкновениям очень приблизительны.

За год в таких происшествиях в этом же регионе погибло 2 человека, пострадало более 150.

Итоги нарушений

Нарушения правил дорожного движения влекут ответственность. Конечно, иногда обвинение в каком-то нарушении является несправедливым и, возможно, даже потребуется адвокат.

Хорошо, если в результате столкновения вред был нанесен только имуществу. В итоге нарушений правил дорожного движения наносится вред здоровью.

Его разделяют на 3 категории:

  • легкой тяжести;
  • средний вред;
  • тяжкие повреждения.

Таблица 5.  Характеристики потери трудоспособности.

 Степень тяжести  Срок восстановления  Процент утраты трудоспособности
легкая не более 21 дня  10%
средняя более 21 дня  30%
тяжкие телесные повреждения (перелом грудной клетки, ушиб легких или перелом шейных позвонков) более 120 дней более 30 %

Если по итогам нарушений водителем ПДД пострадавший получил только ушибы или ссадины, вред не считается ущербом здоровья. Если водитель, лишенный прав, попал в ДТП, последствия могут быть крайне неприятными.

Ему придется оплатить штраф в размере 30 000 рублей. Кроме того, ему могут быть назначены обязательные работы от 100 – 200 часов или административный арест до 15 суток. (Данные положения описаны в статье КоАП №12.7, пункт 2).

Если же прав не было вообще, но водитель сел за руль, ему назначается административный штраф в размере от 5 000 – 15 000 рублей. (Статья 12.7, пункт 1).

Статистика дорожных происшествий

Любой владелец транспортного средства должен представлять все возможные риски, связанные с эксплуатацией автомобиля. В целях учёта ДТП и разработки мер, направленных на профилактику подобных случаев, была создана классификация всех типов аварий, случающихся при вождении.Из данной статьи можно узнать о том, как подразделяются ДТП по тяжести последствий и по виду происшествия

7 (499) 938-51-93 Москва 7 (812) 467-38-65 Санкт-Петербург

Показать содержание

В соответствии с ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ» ДТП признаётся как событие с участием ТС, водителя или другого лица, которое повлекло за собой ранение или смерть человека и/или материальный ущерб в результате движения ТС. При этом авария трактуется в каждой ситуации по-разному.

Столкновение

Возникает при следующих обстоятельствах:

  1. Движущееся ТС сталкивается с другим ТС (движущимся или внезапно остановившимся). Причинами таких аварий являются нарушение ПДД любым из водителей, невнимательность участников дорожного движения, погодные условия или неисправность автомобиля.
  2. Одно ТС (несколько) сталкивается с подвижным составом железной дороги. При этом ТС врезается в состав на скорости либо в результате оставления машины на ж/д путях. В данном случае виновником считается только водитель автотранспортного средства.
  3. ТС сталкивается с животным, перебегающим проезжую часть.
Предлагаем ознакомиться  Документы на переселение в РФ нужен ли перевод с государственного языка

По степени опасности аварии при столкновениях делятся на лобовые, задние, касательные и боковые. Наиболее распространенными причинами этих типов столкновений становятся:

  1. Выезд на встречную полосу.
  2. Несоблюдение безопасной дистанции.
  3. Невнимательности при перестроении и поворотах.
  4. Незнание правила преимущества на нерегулируемых перекрестках.
  5. Тёмное время суток, плохо освещенные участки дорог.

Опрокидывание

Такое ДТП возникает на участках автомагистралей в результате плохого сцепления шин с дорожным покрытием (дождь, гололёд) или других факторов непредвиденного характера, препятствующих естественному движению.

Частые опрокидывания случаются и при превышении скоростного режима на автотрассах. Как правило, предполагают занос машины с возможным возгоранием.

Важно! Опрокидывание рассматривается ПДД как дорожно-транспортное происшествие (ДТП) только при движении такового. Например, опрокинутый автокран непосредственно на строительном объекте не считается ДТП, т.к. движется не по дороге.

Под наездом понимают такую аварию, когда движущееся ТС наезжает на другое ТС, пешехода или любое препятствие. При этом не является важным, каким способом осуществляется движение – задним ходом или передним.

Авария сопровождается ударом кузова и возможным летальным исходом. Наезд может спровоцировать также прицепной состав ТС. Основными причинами происшествия выступают невнимательность или условия плохой видимости (подробнее об этих и других причинах аварий можно узнать тут).

ДТП в этом случае считаются наезды:

  1. На препятствие. ТС наезжает на любой неподвижный предмет. Ими выступают столбы, деревья, опоры моста, ограждения и заборы, стены и т.д.
  2. На пешехода. ТС делает наезд на человека, идущего по проезжей части (тротуару), ввиду нарушения ПДД водителем либо пешеходом.

    Справка! Если ТС перевозит груз в любом виде и он стал непосредственной причиной травмирования пешехода, то ДТП рассматривается также в качестве наезда.

  • На велосипедиста. При наезде на велосипедиста виноватыми могут быть как владелец ТС, так и управляющий велосипедом. Первый в данном контексте провоцирует ДТП своими действиями.
  • На животное. Аварии с участием животных случаются чаще всего внезапно. Наезд также возможен при перегоне скотины через оживленные участки дорог.
  • На гужевой транспорт. ТС совершает наезд на упряженных животных и повозки, перевозимые животными или ударяется о таковые.
  • На стоящее ТС (прицеп). В ДТП участвуют движущееся и неподвижное ТС. Виноватым в происшествии может быть любой из водителей этих ТС.
  • Обязательным условием ДТП является движение ТС, при котором пассажир либо выпадает из него, либо теряет обычное положение тела внутри салона (кузова). Наиболее вероятными причинами становятся резкое изменение скорости или траектории езды. Наиболее опасны падения с путепроводов, мостов, при перевозке грузов.

    Бесконтактное ДТП

    Эта категория происшествий характеризуется отсутствием физического контакта ТС виновного лица с другими ТС или предметами. Но вред третьим лицам причиняется в результате неправомерных действий водителя ТС.

    Например, машина А. движется по главной дороге в нужной полосе. Автомобиль Б. со встречной полосы поворачивает влево в неположенное время, заставляя водителя А. совершить резкий маневр вправо. После чего происходит столкновение с другим ТС.

    Иные случаи

    Под данную категорию происшествий попадают многочисленные случаи, когда происходит падение груза или отцепление колеса, при наезде на людей, не являющихся в определённых моментах участниками дорожного движения, при наезде на внезапно возникшие препятствия.

    Из самого определения, данного в ПДД и других инструкциях, становится ясным, что ДТП случается при движении ТС. Любые происшествия, случившиеся на стоянке или парковке не рассматриваются как ДТП.

    Остановка ТС до 5 минут или на большее время (если это необходимо для посадки и высадки пассажиров, разгрузки и загрузки ТС) считается процессом дорожного движения. Поэтому при падении предметов на крышу или другие части ТС ситуация рассматривается как ДТП.

    Здесь также важно учитывать определение термина «Дорога». В некоторых случаях на особых территориях, где осуществляется разгрузка и погрузка грузов, происшествие не засчитывается за ДТП по причине невозможности доказать, что место около склада является дорогой. А страховщики при этом отказываются от ответственности.

    Как определить тяжесть последствия в дтп

    Обратите внимание: при падении предметов на кузов ТС страховка покрывает только те происшествия, которые были получены при непосредственном движении или остановке на положенный промежуток времени.

    Исходя из определения самого ДТП выделяют 3 возможных последствия происшествия:

    • со смертельным исходом;
    • с телесными повреждениями;
    • с материальным ущербом;
    • смешанный тип.

    Определение ДТП даёт закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ: «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.».

    В свете этого определения вина определяется степенью ущерба и категорией телесных повреждений (лёгкие, средней тяжести, тяжелые, особо тяжкие).

    Столкновения транспортных средств происходят часто, однако все они имеют разную тяжесть последствий.

    Жертвы из дорожных происшествий во много раз превышают показатели смертности и травматизма даже в сравнении с авиакатастрофами и авариями на железных дорогах.

    Таблица 1. Общая статистика за предыдущий год.

     Всего аварий в России  133 203
     Из них со смертельным исходом  16 600
     Число аварий, в которых погибли дети  582
     Количество пострадавших в ДТП, но не погибших  168 146
     Количество пострадавших в ДТП детей   15 860
    Предлагаем ознакомиться  Как правильно давать объяснения в суде истцу

    Это всего лишь цифры, но сложно представить, сколько горя и переживаний стоит за каждым из аварийных событий.

    Таблица 2. Частота ДТП в зависимости от региона за 2016 год.

     Регион  Количество
     Москва   492
     Н-Новгород  379
     С-Петербург  253
     Ростов   501
     Волгоградская область  248

    Очевидно, что в городах с большой нагрузкой на автотрассы дорожные происшествия происходят чаще и потери в них больше. Заметно также влияние скорости движения ТС на последствия ДТП и качество дорожного полотна.

    Механизм получения травм при ДТП

    Повреждения у водителя и пассажиров автомобиля могут образовываться различными путями. Это зависит от местонахождения человека в машине, вида аварии, скорости ТС, его марки, использования или отсутствия ремней. Что именно приводит к травмам:

    • Удар. Это происходит при лобовом, боковом или касательном столкновении, опрокидывании и наезде. Удары – самая распространенная причина травмирования. Они способны вызвать повреждения различного характера, затронуть любые части тела. Контакт при этом может произойти не только с деталями автомобиля, но и дорогой, другими предметами, находящимися в салоне людьми.
    • Сдавление. Может возникнуть при деформации отдельных составляющих машины и стискивании ими частей тела пострадавшего. Или в случае выпадения человека из салона и опрокидывании на него ТС либо его деталей. Этот механизм работает также при использовании ремня безопасности. Но здесь виной не его неисправность, а сила, с которой тело бросает вперед.
    • Проникновение инородных предметов в ткани пострадавшего. Часто это бывает следствием удара и повреждения деталей автомобиля. Проникающие ранения возникают от разбитого стекла, пластиковых и металлических составляющих, обломков.

    Виды травм у пострадавших при ДТП

    В одной аварии человек может испытать на себе и удары, и сдавление, и вторжение в ткани инородных предметов. Все причины образования телесных повреждений связаны между собой, часто одно является следствием другого. Например, инородный предмет может войти в тело от удара или сильного сдавления.

    Как определить тяжесть последствия в дтп

    В большинстве серьезных аварий люди травмируются при контакте с дверью, рулем, лобовым стеклом, приборной панелью, иными частями салона, также из-за деформации всего корпуса автомобиля. Например, ступни и голени повреждаются при соприкосновении с педалями и полом.

    Бедра, колени и тазовые кости травмируются при ударе о кузов, приборную панель. Грудная клетка и органы брюшной полости страдают от контакта с рулем, водительским или пассажирским креслом, если человек находился на заднем сиденье. Голову, шею травмирует удар о «лобовуху», приборную панель, боковые стекла.

    Тяжесть полученных повреждений

    Показать содержание

    Авария может стать причиной травмирования любой части тела или нескольких сразу. Отличить вид повреждения можно визуально, но охарактеризовать его точнее сможет только специалист после обследования. Тем не менее и очевидец происшествия способен распознать вид травмы, чтобы помочь пострадавшему.

    Черепно-мозговая

    В ДТП очень часто страдает голова. Ведь при резкой остановке автомобиля человек резко наклоняется вперед, и может травмироваться о стекло, руль, Голова ничем не закреплена, поэтому ударяется о твердую поверхность, в результате чего возникает черепно-мозговая травма. Нанести ее может и поздно сработавшая подушка безопасности.

    Пассажиры, сидящие на задних сиденьях, получают сотрясение или ушиб мозга ударом о передние кресла. Если столкновение боковое, голова бьется о стойку авто или дверь. Распознать черепно-мозговую травму можно по ране на лбу или темени, затылке, разбитому лицу. Если она тяжелая, возможно истечение жидкости из ушей, носа, видимый перелом костей черепа. Свидетельствует об ударе головой треснувшее стекло машины.

    Наиболее тяжелые черепно-мозговые травмы бывают у тех, кто не пристегнулся ремнем. Еще один фактор получения такого повреждения – высокая скорость авто, его падение с большой высоты.

    Позвоночник и ребра

    Резкая остановка автомобиля способна привести к вывиху либо перелому позвоночника. Особенно часто страдает шейный отдел. Голова резко наклоняется вниз, потом ее сразу отбрасывает назад, что и становится причиной травмы. Больше рискуют те, кто сидит с согнутой спиной и плохо отрегулированным подголовником.

    Позвоночник страдает и в случае, когда человек не пристегнут. Резкие рывки тела приводят к деформации связок, ударам. Травму может нанести сидящий сзади пассажир. Его бросает вперед с огромной силой. И удар приходится как раз на спину расположившегося впереди.

    О травмах шеи и позвоночника свидетельствует усиление боли при попытке изменить положение тела, повернуть голову, подвигать руками. Иногда заметна деформация. Локализация ощущений зависит от того, какой отдел позвоночника травмирован.

    Переломы и ушибы ребер вызываются контактом с рулем. Деталь может вдавить их внутрь, в результате чего возникает деформация костей. Опасен для ребер и ремень. Он удерживает тело на месте, а оно рвется вперед. Следствием становится резкое сжатие и повреждение тканей.

    Возможность спасти пострадавшего в ДТП зависит также от того, насколько сильны полученные травмы. Степенью их тяжести определяется и размер компенсационных выплат за ущерб здоровью. А она, в свою очередь, устанавливается в зависимости от последствий повреждений.

    Легкая

    Как определить тяжесть последствия в дтп

    Легкими считаются повреждения, которые проходят за период до 21 дня и не вызывают потери трудоспособности больше, чем на 5%. Обычно при них можно заранее определить, что пострадавший восстановится, и негативных последствий для его здоровья не возникнет. К легким, относят, например, несложные вывихи, переломы 1 — 2 ребер, разрывы связок, синдром сдавления (если оно не вызвало сильных нарушений функций организма).

    Средняя

    Вред здоровью средней тяжести квалифицируется по двум признакам:

    • у человека зафиксировано нарушение работы органов или систем продолжительностью до 21 дня;
    • его трудоспособность утрачена не более чем на 30%.
    Предлагаем ознакомиться  Как писать письмо ректору - Наше право

    Подобное бывает при повреждениях, не угрожающих жизни. А степень восстановления можно спрогнозировать, она будет от 70% и выше. Это, например, переломы трех ребер, травмы мягких тканей, утрата пальца на руке или ноге, снижение слуха на одно ухо. Но вообще степень тяжести должна оценивать экспертная комиссия.

    Тяжелая

    Тяжкий урон здоровью наносят травмы, представляющие угрозу для жизни, или вызывающие серьезные последствия. Их список более обширен, чем при средней степени. Он есть в Приказе Минздрава РФ № 194н от 24.04.2008 г. Это, например:

    • раны головы, в том числе при сохранении в неприкосновенности мозга;
    • травмы черепа и переломы;
    • повреждения шеи, затрагивающие гортань, глотку, пищевод, трахею, щитовидку;
    • перелом позвоночника;
    • ушиб спинного мозга;
    • раны грудной клетки с повреждением внутренних органов или без него;
    • проникающие травмы живота;
    • раны таза;
    • повреждения внутренних половых органов;
    • кома, сепсис;
    • потеря какого-либо органа или утрата его функций.

    Список серьезнейших травм гораздо обширнее. Но устанавливать, что это именно тяжкая степень, тоже должна судмедэкспертиза.

    Как определить тяжесть последствия в дтп

    Первую помощь следует оказывать, только зная характер травмы. По типу аварии и внешним признакам пострадавшего можно определить и вид повреждения:

    • Если было лобовое столкновение, чаще страдают голова, шейный отдел позвоночника, гортань. Можно также ожидать повреждения органов дыхания и ребер, травм селезенки, печени, диафрагмы. Если разбита приборная панель, вероятны также ушибы и переломы бедер, костей таза, коленей.
    • При боковом столкновении скорее возникнут травмы головы в соответствующей стороне, шейного отдела позвоночника. Вероятны переломы плечевой кости и ключицы. В целом травмы схожи с тем, что бывает при лобовом столкновении, но приходятся они на одну из сторон тела.
    • При наезде сзади скорее травмируются позвоночник и голова. Возможны также переломы рук и ног, ребер. Нельзя исключать повреждения органов брюшной полости и малого таза.

    Квалификация травм, полученных в ДТП, имеет значение не только для оказания медицинской помощи. От этого зависит и размер компенсации ущерба здоровью.

    Возмещение, кстати, можно получить не только от страховщика, но и виновника происшествия, если подать гражданский иск.

    Итоги нарушений

    В таком случае водитель двигается по дороге только без страховки. Значит, сумму ремонта автомобиля пострадавшего и собственного придется покрывать из собственного кармана.

    Виновник скрылся

    Если виновник дорожно-транспортного происшествия оставляет место ДТП и скрывается, он совершает грубое правонарушение.

    В согласии со статьей 12.27 КоАП за оставление места ДТП может быть предусмотрено такое наказание:

    • лишение прав управлять транспортным средством от 1-1,5 лет;
    • административный арест до 15 суток.

    Метод пресечения правонарушителю определяет только суд. В 95% случае определяется первая мера взыскания – изъятие прав вождения.

    Если же последствия ДТП несущественные, а, возможно, виновник даже и не знал о случившемся столкновении, таких наказаний можно избежать. Важно грамотно доказать то, что происшествие было не замечено или что оставлением места ДТП имело весомое обоснование.

    Удар в колесо

    Иногда удар приходится в заднее или переднее колесо. Такое происшествие также считается дорожно-транспортным происшествием. Из-за такого удара может быть согнут диск или нарушена балансировка.

    Правильное оформление такого мелкого ДТП позволит получить все необходимые страховые возмещения, так как повреждения такого рода должны считаться страховым случаем.

    Если после ДТП водители решают разъехаться и не вызывать сотрудников полиции необходимо составить расписку в двух экземплярах об отсутствии претензий или о возмещении ущерба.

    В случае обоюдного согласия водителю без страхового полиса или без прав удастся избежать наступления административной ответственности. Вот только весь убыток придется покрывать из собственного кармана, в том числе и моральный ущерб.

    Следующая таблица описывает виды нарушений, причинивших тяжелые последствия, и основана на Уголовном Кодексе, статье 264.

    Таблица 6. Наказание виновнику за аварии со смертельным исходом.

     Причиненный вред  Наказание
     Гибель 1 человека  Лишение свободы до 5 лет или обязательные работы до 4-х лет
     Гибель 1 человека, где водитель пьян  Лишение свободы от 2-7 лет
     Гибель 2-х и более человек  Выполнение работ до 5 лет или лишение свободы до 7 лет
     Гибель 2-х и более человек, когда водитель пьян  Лишение свободы от 4-9 лет

    То, какая мера наказания будет назначена виновному водителю, определяется только из того, имела ли смерть пострадавшего причинно-следственную связь со столкновением. Проводятся необходимые экспертизы.

    На решение судей относительно меры наказания может повлиять наличие смягчающих или отягчающих обстоятельств.

    Последствия ДТП могут быть очень разными. Чем внимательнее водитель на дороге, тем больше шансов свести к минимуму нанесенный вред и сохранить свою жизнь и жизнь окружающих людей.