Основания для претензий

Наиболее распространенные причины для подачи жалобы на дознавателя включают:

  • Отказ в возбуждении уголовного дела.
  • Прекращение уголовного преследования без основательных причин.
  • Нарушение правил проведения следственных действий.
  • Оскорбление чести и достоинства гражданина.
  • Нарушения порядка задержания граждан.
  • Разглашение информации следствия.
  • Отказ в рассмотрении заявления.
  • Искажение фактов или неправильная трактовка событий.

Также можно жаловаться на следователя в том случае, если он намеренно затягивает процесс расследования.

Кто может жаловаться

Обжаловать действия следователя может любой участник уголовного процесса со стороны обвинения, защиты, а также лица, которое способствуют правосудию, в том числе:

  • Должностные лица прокуратуры, следственного комитета, суда.
  • Потерпевший, обвинитель, истец или их законные представители.
  • Обвиняемый, подозреваемый, ответчик или защитник.
  • Законные представители несовершеннолетних детей, которые участвуют в процессе.
  • Свидетели, понятые.
  • Эксперты, переводчики.

Если гражданин не имеет отношения к рассматриваемому уголовному процессу, оснований для обжалований действий сотрудника органов дознания у него нет.

Статья 144 Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1.Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим кодексом принять по нему решение, в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

2.По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Предлагаем ознакомиться  Где брать характеристику с места жительства

3.Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

4.Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5.Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и ст. 125 УПК РФ.

6.Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со ст. 318 УПК РФ. В случаях, предусмотренных частью четвертой ст. 147 УПК РФ. проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ. а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

Как обратиться в следственный комитет

2. О принятом решении сообщается заявителю. При этом, заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

3. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 3 части первой настоящей статьи, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления.

  1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.
  2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы, либо об отказе в ее удовлетворении.
Предлагаем ознакомиться  Беременность после увольнения по сокращению

Документ необходимо составить в письменной форме и подать лично секретарю или отправить по почте. В первом случае документу будет присвоен регистрационный номер, поэтому нужно заранее подготовить второй экземпляр заявления, который останется у вас на руках с указанием даты поступления и номера записи в журнале. При направлении жалобы почтой следует отправлять ее ценным письмом с уведомлением о вручении.

Вместо заявителя подавать документ имеет право его законный представитель при наличии нотариальной доверенности.

Заявление можно писать в свободной форме, однако есть обязательные составляющие, среди которых:

  • Название организации и/или ФИО адресата.
  • ФИО, адрес и телефон заявителя.
  • Суть претензий з детальным описанием действий или бездействий следователя, которые повлекли за собой нарушение ваших прав.
  • Дата и подпись.

При необходимости к заявлению можно приложить документы и материалы по делу либо их копии.

Согласно ст.124 УПК РФ, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 дней с момента ее поступления. По результатам рассмотрения выносится решение о полном, частичном удовлетворении жалобы или об отказе в ее рассмотрении.

В исключительных случаях срок рассмотрения подобных заявлений может быть увеличен до 10 дней, однако заявитель должен быть об этом уведомлен. Такие ситуации обычно связаны с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу.

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о принятом решении. Обжаловать принятое руководителем следственного органа решение можно путем обращения в вышестоящий следственный орган.

Правила составления

Действующим законодательством не предусмотрено строгих требований к форме и содержанию жалобы на следователя. Заявителю достаточно придерживаться общих правил делопроизводства:

  • Лаконично излагать информацию.
  • Избегать использования экспрессивной лексики.
  • Обратить достаточное внимание обоснованию претензий, только обращения с неопровержимыми доказательствами будут рассмотрены в пользу заявителя.
  • Если дознаватель выносил постановления, которые нарушают ваши права, их следует приложить к заявлению.
  • Потребуется указать, какую законодательную норму следует применить в отношении должностного лица.
Предлагаем ознакомиться  Положение о комиссии по охране труда в организации

Совет юриста! Права и обязанности следователя закреплены в УПК РФ, поэтому в случае возникновения нарушений со стороны исполнительного лица, нужно ссылаться на этот нормативно-правовой документ.

Право граждан на обжалование действий дознавателя закреплено в ст. 123 УПК РФ.

Центральный аппарат Следственного комитета

Обратиться в центральный аппарат Следственного комитета можно одним из следующих способов:

  • Записаться на прием к руководителю главного управления Следственного комитета.
  • Подать претензию при личном обращении в приемную комитета по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрунзенская, 3а.
  • Направить заявление ценным письмом с уведомлением по адресу для письменных обращений граждан: 105005, г. Москва, Технический переулок, д. 2.

Для обращения граждан предусмотрено также несколько телефонных линий:

  • 8-800-100-12-60 – по этому номеру вы можете сообщить о неправомерных действиях сотрудников Следственного комитета, в том числе о коррупционных проявлениях. Звонки бесплатны с любой точки России, линия работает круглосуточно.
  • 8-800-100-12-70 – телефон для связи с Председателем. Прямая линия работает каждую первую и третью среду месяца с 14.00 до 19.00.

Прокуратура

Жалоба на действия или бездействия следователя в прокуратуру должна содержать такую информацию:

  • Название структурного подразделения прокуратуры.
  • ФИО заявителя, контактные данные.
  • Описание действий/бездействий следователя, которые вы хотите обжаловать.
  • Просьба о признании действий уполномоченного лица незаконными.
  • Дата и подпись.

Законодательная база

При составлении жалобы на действия или бездействия следователя необходимо руководствоваться такими законодательными актами:

  1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18 декабря 2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.07.2017).
  2. Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 N 17 (ред. от 08.04.2008) «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».
  3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 N 59.
  4. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 N 2202-1.