Что говорят ПДД о перестроении?

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Рассмотри эти положения ПДД в зависимости от дорожной ситуации.

Определение

Перестроение – это маневр, подразумевающий выезд с занимаемой полосы или ряда с сохранением первоначального направления движения.

При этом маневр должен осуществляться с учетом дорожной разметки, что становится проблематичным при плохих погодных условиях.

Так, на заснеженной дороге невозможно увидеть разметку, что приводит к нарушениям ПДД и сомнениям в вопросах правильного совершения маневра.

Основной дорожной разметкой, устанавливающей запрет на перестроение, является сплошная линия. На полосах попутного движения она встречается редко, преимущественно в тоннелях и на мосту. Но все же следует обращать внимание на сплошные линии, чтобы не лишиться прав на несколько месяцев.

Ситуации при обгоне

Когда водитель спешит, ему медлительность впереди идущего транспорта иногда кажется непозволительной. В итоге возникает желание обойти препятствие в виде другого автомобиля путем обгона.

Здесь происходит перестроение из одной полосы в другую с последующим возвратом. Правила обгона подробно регламентированы главой 11 Правил дорожного движения.

Следует различать обгон и опережение. В первом случае происходит возврат в начальную полосу, во втором — нет.

Где запрещено, а где нет

Переезд на другую полосу вызывает волнение у неопытных водителей. Однако есть ситуации, где даже автомобилист со стажем может сомневаться в правильности действий. Основное табу на перестроение регламентирует сплошная линия, которая встречается в тоннелях, в области мостов, крутых поворотов и виражей. Чтобы не спровоцировать ДТП и не лишиться прав, водитель должен обращать внимание на линии разметки и знать, когда он имеет преимущество.

В тоннеле

На протяжении тоннеля полосы дороги разделены сплошными линиями, что накладывает вето на перестроение. Оно действует на российских трассах и объясняется разницей температурных режимов. В холодный период года в тоннеле теплее, чем на улице. В результате при въезде из холодного участка в теплый ухудшается сцепление колес, что ведет к возникновению аварийных ситуаций при попытке маневрирования.

Перед проездом в тоннеле автомобилистам рекомендуется определиться с полосой перемещения. Если возможность упущена, перестраиваться нужно после выезда, когда сплошная разметка сменится пунктиром.

На мосту

Перестроение

В правилах отсутствует информация о запрете перестроения из 1 полосы перемещения в другую во время пересечения мостов. Однако строго запрещен обгон. Если водителю необходимо перестроиться, он может это делать без последующего возврата на исходную полосу и только в тех местах, где это разрешено разметкой (нет сплошной линии).

На кольце

При перемещении в этой области автомобилист обязан соблюдать правила проезда развязок с движением по кругу. Менять полосу проезда можно при отсутствии на дороге сплошной линии. Во время маневра следует пропустить транспортные средства, которые едут прямо по смежной полосе.

Предлагаем ознакомиться  Маневрирование, начало движение и правила перестроения по полосам

На перекрестке

Регулируемый и нерегулируемый перекрестки – сложные участки дороги. При перестраивании здесь нужно уступать дорогу не только автомобилям, но и пешеходам, велосипедистам, которые следуют по намеченному пути. Правила не запрещают перестроение по полосам при въезде на перекрестки, и опытные водители делают маневр заранее. При необходимости перестроиться на сложном участке следует помнить о приоритете транспорта, который движется справа.

ПДД (п. 11.4) запрещают обгон на подобных участках дорог. Однако без него при перестроении обойтись сложно, поэтому оптимальным вариантом станет заблаговременный переезд на полосу, которая интересует:

  • для перемещения направо/налево – в крайнюю правую/левую полосу;
  • для продолжения прямого движения – на любую дорожку с учетом стрелок светофора.

Правила не налагают запрета на перестроение в этом месте, однако, строго запрещен обгон. Неудачный маневр может угрожать здоровью пешеходов и препятствовать их передвижению (остановка машины на «зебре»). Во избежание придирок со стороны сотрудников ГИБДД и аварий желательно перестраиваться за пределами переходов.

Большая часть небольших аварий происходит по причине неправильного перестроения транспортного средства. Водители не неправильно совершают маневр, допуская наезд на другой автомобиль.

Чтобы уменьшить количество аварий на дорогах, в ПДД были включены правила перестроения в разных ситуациях, чтобы водители могли без риска менять полосу движения.

На перекрестке

Один из частых вопросов среди водителей – разрешено ли перестроение на перекрестках. Основная часть запретов распространяется именно на этот участок дороги, поскольку очень высокий риск столкновения с автомобилями, движущимися в параллельном направлении.

В ПДД нет запрета на перестроение при въезде на перекресток. Более того, этот участок дороги считается всенаправленным, поэтому исключены такие понятия как главная и второстепенная дороги, за исключением тех участок, где установлены знаки.

При этом важно не забывать о том, что машины справа всегда в приоритете. Поэтому в первую очередь нужно пропустить их, а затем маневрировать.

Но при перестроении нужно учитывать, что согласно пункту 11.4 ПДД на перекрестках запрещен обгон. А без него обойтись после перестроения достаточно трудно.

для поворота направо крайняя правая полоса
для поворота налево крайняя левая полоса
для движения прямо любая полоса, но с учетом стрелочек на светофоре

Нужно ли пропускать, если у перестраивающегося заканчивается полоса?

В ситуации, когда дорога идёт на сужение, чаще всего всё понятно по разметке – тот, кто её пересекает, и обязан уступить. Кроме того, если такое сужение предваряет соответствующий дорожный знак, то именно последний показывает, с чьей стороны сужение, тот и обязан уступать.

Но как быть, если разметки нет?

Кто уступает при перестроении и кто виноват в ДТП?

Здесь, к сожалению, не всё так однозначно. Многие водители считают, что уступить должен жёлтый, и обосновывают помехой справа. Это единственный вариант, на который можно сослаться в данной ситуации на ПДД при отсутствии разметки и дорожных знаков. Но в судебной практике 2020 года такие спорные ситуации разбирают чаще всего в динамике – судья рассматривает, кто был чуть впереди, у кого было больше шансов предвидеть опасность и так далее.

В этом случае возникает справедливый вопрос: что делать?  Наиболее безопасное решение — уступить автомобилю с заканчивающейся полосой.

О сужении дороги нам расскажет разметка трассы. Также же существует дополнительный информатор в виде дорожного знака.

Предлагаем ознакомиться  Так как я являюсь единственным кормильцем в семье

Если разметки нет

Однозначности в этом случае искать не приходится. Среди водителей бытует такое мнение, что красный обязан уступить, поскольку у него имеется помеха справа.

При этом водители совершенно справедливо ссылаются на пункт 8.9 ПДД, когда на определенном участке дорога не оснащена какими-либо знаками и полосами разметки.

Судебная практика 2020 г. подобные выводы поддерживает. Стоит отметить, что любая спорная ситуация рассматривается с учетом всех параметров маневрирования. При этом, судью будет больше интересовать факт, кто мог в большей степени предотвратить опасность возникновения ДТП.

Наказание за нарушение правил

Игнорирование правил грозит денежным штрафом, сумма которого зависит от вида нарушения:

  • маневрирование без включенных поворотных сигналов – 500 руб;
  • игнорирование преимущества движения – 1000 руб;
  • переезд сплошной разметки – 5000 руб или лишение прав в течение полугода.

Совершая некорректные маневры, водитель рискует оказаться без прав, спровоцировать аварию с участием третьих лиц (пешеходов и других транспортных средств). Это грозит административным или уголовным наказанием, тяжесть которого зависит от характера ДТП. Знание правил ГИБДД, статей нарушений позволяет участникам движения быть взаимно вежливыми, бережет нервы, финансы и здоровье.

За перестроение без включенных поворотников 500 рублей
За непредоставление преимущества движения автомобилю при перестроении 1000 рублей
За пересечение сплошной линии штраф в размере 5000 рублей или лишение прав на срок до 6 месяцев

Получается, что неправильное перестроение может сильно ударить по карману или даже оставить без прав. Поэтому так важно соблюдать предписанные правила дорожного движения.

Перестроение – это маневр, подразумевающий перемещение автомобиля в соседнюю полосу, сохраняя направление движения. А еще это одна из наиболее распространенных причин ДТП.

Причина заключается в том, что водители не до конца знают свои права и обязанности при свершении маневра. Важно понимать, что детальное изучение ПДД бережет деньги, нервы, здоровье и жизнь.

ДТП при перестроении – кто виноват?

В любом происшествии вина лежит на том, кто нарушил Правила. Если это сделали оба участника, то вина обоюдная, и страховое возмещение получат оба участника в размере степени своей невиновности.

Но на практике 2020 года даже такой простой манёвр как перестроение зачастую бывает спорный ввиду отсутствия веских доказательств у участников движения о том, кто же всё-таки должен был уступить дорогу.

И камнем преткновения в большинстве таких случаев служат 2 противоположных нарушения, на который ссылаются водители как нарушение другого участника:

  • нарушение пункта 8.4 ПДД – обязанности уступить дорогу при перестроении,
  • нарушение пункта 9.10 Правил – несоблюдение дистанции.

Как итог – постановление в нарушение 9.10 (дистанция), или, что реже, пункта 10.1 (неверно выбранная скорость) и вина на перестроившегося раньше или вообще двигавшего в своей полосе.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Но это в корне неверно. И вот почему! 

При перестроении водитель обязан уступить дорогу. Сам этот термин по существу означает, что уступающий не должен своим манёвром заставить другого водителя замедлить скорость и/или изменить траекторию движения. Если, перестраиваясь, уступающий вынуждает увеличить дистанцию тому, кто имеет приоритет, то это и есть нарушение пункта 8.4 Правил дорожного движения.

Предлагаем ознакомиться  Деловое письмо предложение о сотрудничестве образец

И тем более данное нарушение имеет место, если допущено ДТП. Потому ни о каком нарушении того, кто имеет преимущество, не может идти и речи.

Конечно, исключением является ситуация, когда один водитель уже перестроился и долгое время ехал в потоке других авто. Даже если он нарушил 8.4, а у имеющего приоритет было достаточное время, чтобы увеличить дистанцию, но он по тем или иным причинам этого не сделал, то варианты полной вины сзади едущего не исключены.

Наиболее часто ДТП в городах возникают именно при нарушении правил маневрирования. В процессе управления автомобилем водители иногда совершает действия, о которых оповещает каким-либо сигналом. Выполнение такого быстрого маневра становится неожиданным для других участников движения, что и приводит к аварийным ситуациям.

Нарушения, которые приводят к ДТП, часто совершаются в период перестроения автомобиля. Совершается это в ситуациях:

  1. В случае возникновения на пути движения автомобиля неожиданного препятствия. Водитель производит его объезд. При этом он не подает сигнала о совершаемом маневре. Это является нарушением, поскольку другие водители не знают о намерениях впереди идущего автомобиля.
  2. Несоблюдение необходимого расстояния с двигающимся впереди автомобилем. При неожиданном торможении возможна авария.
  3. Двигаясь в условиях пробок, водители проявляют нетерпение. Они стремятся найти свободное пространство, и проникнуть в него. При этом не подают никакие сигналы. Поскольку таких нетерпеливых водителей много, в момент совершения ими маневра происходят аварии.

В некоторых случаях нет возможности сразу принять однозначное решение в виновности одного из участников. Это относится к ситуациям:

  1. При одновременном перестроении машин, на одной полосе. Здесь начинается разбирательство. Учитывается скоростной режим движения, время включения поворота водителями и дистанция между автомобилями. Обычно проводится опрос свидетелей.
  2. Если произошла авария, когда количество рядов машин превышало число полос.
  3. При неожиданном обгоне, когда сзади идущий автомобиль уже совершил перестроение и находился в непосредственной близости. При этом он шел на такой же маневр. Часто в этом случае признается виновным второе транспортное средство. Ему предъявляется претензия в несоблюдении дистанции. В реальности аварийную ситуацию, создал первый автомобиль, внезапно идущий на обгон, даже с оповещением.
  4. Существуют столкновения на месте разметки полосы. Эти случаи наиболее сложные. Как правило, виноват тот водитель, который начал перестроение, не пропустив идущее транспортное средство по своему ряду. Иногда смещение автомобилей начинается одновременно. Тогда включается в действие пункт правил помехи справа.

Несмотря на то, что в большинстве случаев аварии во время перестроения не имеют тяжелых последствий, лучше их избегать. Для этого опытные водители советуют придерживаться следующих правил:

  1. Чтобы иметь больше свободного пространства для маневра, следует придерживаться правого края полосы.
  2. Не пересекать разметку без особых надобностей.
  3. Постоянно держать в зоне внимания, движущиеся рядом автомобили.
  4. В момент перестроения видеть ситуацию, происходящую на соседних полосах и знать, что творится сзади.
  5. Во время совершения маневра связанного с перестроением не совершать резких движений, повороты делать плавно и без суеты.

Если все эти рекомендации принять к сведению, то риск попасть в аварийную ситуацию будет небольшой.

Кто уступает при перестроении и кто виноват в ДТП?

Вышеперечисленные предписания строги, но на практике их соблюдение сопряжено с влиянием множества побочных факторов, поэтому в случае ДТП определение виновника может вызывать затруднения.

Нужно учитывать, что при анализе ДТП даже данные видеорегистратора не являются 100%-й гарантией вынесения решения в пользу того или иного участника происшествия. Главное здесь — соблюдать правила дорожного движения, не торопиться и быть взаимно вежливыми.