Чем регламентированы изменения?

Центробанк в наступившем году внес поправки в закон об ОСАГО, в котором предположительно говорится об повышении стоимости услуг на 20%. С 1.04.2019 года изменился порядок расчета коэффициента. Теперь неважно, когда была оформлена страховка, дата отчета 1.04. И с этого времени нужно оформлять новую страховку, даже если отчетный год еще не прошел. Ниже опишем, какие изменения ожидают ОСАГО еще.

Благодаря новому подходу к начислению выплат удастся отрегулировать цены. Первые изменения в страховке начали появляться в 2018 году, а окончание реформы планируется только в 2020. Расчет цен на страховку будет зависеть по-прежнему от стажа водителя, аварийности.

Внимание! ГИБДД и РАС в 2018 году ввели новую реформу. Она будет работать так: камера определяет номер авто, проверяет его в базе, при отсутствии ОСАГО выписывается штраф. Водитель в день может получить несколько штрафов, так как каждая камера будет передавать его, как неплательщика страховки.

Новые тарифы

При покупке транспорта присваивается 1 или 3 балла. Если год для водителя безаварийный, то классность увеличивается на одну единицу, а КМБ снижается. При наличии аварий сумма ОСАГО повышается, а классность водителя, наоборот, уменьшается. При расчете цены страховки КТ играет не менее важную роль – в каждом регионе он свой.

Новые сроки

Если сроки эксплуатации страховки сокращены, то плата за полис уменьшается. МинФин на сегодняшний день установил минимальный срок открытия полиса – 3 месяца. Однако если речь идет о страховании 10-11 месяцев, то плата рассчитывается за год.

Штрафные санкции

Размер штрафа при отсутствии страховки тоже будет иным. По предварительным данным он увеличится в 10 раз. Стоимость штрафа сейчас 800 рублей, но рассматривается закон об его увеличении до 5 тысяч рублей.

Санкция 500 рублей положена водителям, у которых истек срок годности страхового полиса или тем, кто не вписан в страховку. Из-за таких небольших штрафов водители нарушают правила и не спешат оформить новую страховку. Ведь многим проще заплатить 500 рублей.

Внимание! По новому закону документы должны быть действительными, иначе оформление полиса займет много времени.

Техосмотр

В остальных же случаях прохождение техосмотра – обязательное условие, оно необходимо для своевременной проверки транспорта. Помимо этого получить ОСАГО без документа не получится. После техосмотра выдается диагностическая карта, заполненная с обеих сторон.

При покупке нового автомобиля в течение 10 дней необходимо оформить полис ОСАГО. Если вы сделаете это позже, то никакого штрафа не получите. Но без полиса ОСАГО поставить авто на регистрационный учет в ГИБДД не получится.

В конце 2018 года был утвержден Указ Банка России, который уже активно исполняется и введен в действие. Проблема в том, что этот указ входит в перечень изменений, которые вроде как должны вступать в силу лишь в апреле 2020

года. На деле же мы получили немного другое – один из трех пунктов начала действовать еще в январе. Разберем все эти изменения подробнее.

В целом крупные изменения были разделены на 3 пункта, каждый из которых имеет свои особенности:

  • изменен порядок перерасчета безаварийной скидки;
  • изменен коэффициент стажа и возраста;
  • изменен базовый тариф.

На тарифе остановимся немного подробнее. Речь идет о начальной ставке, которая непосредственно влияет на общую стоимость страхования. Помимо этого, подпункт зацепил общую модель развития ценообразования – осталось пространство, как для уменьшения цен, так и для увеличения.

То, что большинство водителей, которые не попадают в ДТП, жалуются на страховку и страховые тарифы, ни для кого не новость. Важно понять, действительно ли ухудшились условия для автомобилистов с принятием новых изменений. Сейчас мы располагаем статистикой по началу года, а потому может оперировать данными числами.

До середины марта 2019 года в среднем цена на самые популярные страховые полисы снизилась на 4% в сравнении с аналогичными цифрами предыдущего года. Положительная динамика сохраняется и дальше, а потому можно говорить, что Указ Банка России был позитивным изменением, а не просто он подавался как «народный».

Электронный полис и электронное извещение о ДТП

Первый этап реформы уже прошел в 2019 году, в результате чего были скорректированы коэффициенты по возрасту и стажу, а также КБМ. Расширили и границы тарифного коридора на 20% в большую и меньшую стороны.

Но в 2020 году нас ждет уже следующее изменение границ тарифного коридора:

  • с 1 января – изменение тарифов на 40 процентов,
  • а в октябре 2020 года еще на 30 процентов.

При таких поправках стоимость договора для конкретного водителя может возрасти почти на 100%, ведь планируют еще отменить территориальные коэффициенты и коэффициент по мощности авто.

Если от процентов перейти к реальным деньгам, то к концу 2020 года верхняя граница базовой ставки после поправок может приблизиться к 9 тысячам рублей. И это только базовая ставка, без учета оставшихся коэффициентов. Таким образом, реформа ОСАГО в новом году может пойти далеко не на пользу обычным автовладельцам.

Коэффициенты, так или иначе меняющие конечную стоимость полиса ОСАГО, останутся. Предполагается, что в рамках реформы страхования появятся и новые, которые будут зависеть от манеры езды водителя, от количества нарушений ПДД.

Но поскольку это все еще проект, а все проекты у нас разрабатываются за закрытыми дверями, нельзя с уверенностью сказать, какие именно коэффициенты появятся, и как сильно они будут удорожать или удешевлять страховку.

Напомним, что с 29 октября 2019 года вступили в силу изменения в Закон об ОСАГО касаемо бланков полисов.

До 1 февраля 2020 года можно будет получить полис ОСАГО на старом бланке, в котором есть и серия, и номер. После указанной даты каждому бланку будет присвоен уникальный номер, соответственно, изменится и внешний вид самого бланка.

Нововведениями в Закон об ОСАГО и Правила страхования дорабатываются некоторые изменения по оформлению и использованию электронных полисов ОСАГО. Регламентируются правила запросов страховщиком данных об автомобиле и страхователе в других системах и ведомствах, а не только у страхователя, в виде сканированных копий. Копии теперь необходимо будет загружать только в случае, если страховщику не удалось получить эти данные другими способами.

Данная реформа будет проходить и дальше, планируется освободить водителей, участвовавших в ДТП, от заполнения извещений, если ДТП оформлялось сотрудниками полиции, ведь в таком случае сотрудники сами указывают все необходимые данные в выдаваемых документах.

Но пока обязанность оформлять извещения никуда не делась, а в некоторых городах водители уже могут оформлять ДТП и извещение в электронном виде.

Порядок оформления электронного ОСАГО с 2 апреля

Изменения в самих коэффициентах не произошли, но поменялись общие схемы расчетов. Если говорить в общих чертах, то наблюдаются такие тенденции:

  • безаварийное вождение снижает класс на следующий полис;
  • наличие одной или более аварий в течение года увеличит класс на следующий полис;
  • в зависимости от изначального КБМ, количество аварий по-разному будет влиять на будущий класс.

Основное изменение касается порядка расчетов КБМ. Если раньше все привязывалось к дате окончания текущего договора, то сейчас все получили одну дату для перерасчета – 1 апреля каждого года. Дата не меняется, несмотря на то, закончилось ли действие страхового договора или нет.

До изменений были определенные трудности, которые касались водителей нескольких автомобилей. Все дело в том, что водитель должен был быть вписан в полис каждого из них, а КБМ у них при этом мог быть совсем разный. В итоге часто получалась путаница при выборе нового значения.

С новыми изменениями будет учитываться минимальное значение среди всех автомобилей, в чьи полисы вписан водитель. Данное изменение определенно позитивно должно быть воспринято автолюбителями с несколькими транспортными средствами.

Кроме того, раньше перерыв в страховании был еще одним узким местом системы. Все потому, что во время этого перерыва, если человек не состоял ни в каком из полисов, его класс обнулялся или просто слетал. Это приводило к проблемам в будущем при заключении нового договора. Сейчас же КБМ сразу отправляется в базу данных, где поддается перерасчету каждый год, независимо от того, отсутствует ли у человека запись в каком-то из полисов.

Последний важный момент касается юридических лиц – частных организаций. Ранее все транспортные средства организации имели разный КБМ, из-за чего постоянно происходили проблемы при перерасчете или смене страховки. Сейчас же класс по «безаварийке» считается для всех транспортных средств, которые принадлежат юридическому или частному лицу.

Если все подытожить, то по сути 1 апреля никакие изменения и не произошли, если говорить об ОСАГО. Все нововведения, которые были озвучены, начали действовать еще в январе 2019 года и к 1 апреля уже дали первые результаты.

Не обошли изменения и расчет по стажу и возрасту. Первое, на что все обращают внимание – увеличилось количество градаций для выбора коэффициента. Раньше было всего 4 вариации для выбора, а сейчас их стало более 50-ти.

Произошла более жесткая диверсификация, которая позволяет четко определять коэффициент для разных групп водителей. Основывается новая шкала на возрасте, опыте вождения и местах их пересечения. Здесь произошли похожие изменения – промежуток между максимальным и минимальным значениями увеличился.

Самый большой коэффициент получают молодые водители с наименьшим опытом вождения или вовсе без него. При этом минимальный коэффициент можно получить уже в 30 лет, но лишь при опыте вождения от 10 лет. Вот, что получилось в итоге:

  • категорий стало больше;
  • коэффициенты изменились не сильно;
  • небольшой бонус для водителей с большим стажем.

Электронным полисом пользуется не так много водителей, но с каждым годом их количество увеличивается. Одно из новых изменений касается именно таких полисов. Раньше при оформлении электронного полиса у человека не было возможности самостоятельно выбрать страховую компанию. Все потому, что система была написана так, чтобы самой выбирать случайную компанию и добавлять ее в полис владельца авто.

Сейчас же добавилось немного свободы – владельцы автомобилей могут сами при регистрации выбирать страховую компанию, с которой хотят заключить договор.

Главный момент касался удобства, ведь при регистрации электронного ОСАГО можно было получить страховую компанию, у которой попросту нет отделения в вашем городе, или же у нее не самый хороший сервис. Об этом довольно долго говорили, а потому подобные изменения были лишь вопросом времени. Раньше все работало примерно так:

  • человек выбирал страховую компанию и заходил на их сайт;
  • проходил регистрацию, заполнял нужные формы;
  • если у страховщика закончился лимит на е-ОСАГО, тогда система перенаправляла на сайт РСА;
  • далее начиналась лотерея – РСА выбирает случайную страховую компанию.

Естественно людям не нравился вариант с покупкой страховки от неизвестной, случайной компании, которая могла оказаться крайне неудачным для них выбором. В ходе изменения процесс регистрации изменился и уже на сайте РСА у вас есть возможность выбрать себе страховую компанию из предложенного списка.

Телематика в автомобилях

Много разговоров и обсуждений вызвали последние новости о том, что страховщики для нового расчета стоимости страховки ОСАГО будут применять так называемые телематические устройства. Вернее, не для самого расчета, а для определения скидки или коэффициента, применяемых при расчете.

Подобные телематические устройства уже используются страховщиками при страховании по КАСКО. Используют такие устройства не все страховщики, а, например такие, как:

  • ИНТАЧ-страхование,
  • Ренессанс страхование,
  • страховая компания УРАЛСИБ
  • ИНГОССТРАХ.

Такие «жучки», установленные в авто, будут показывать, какой стиль езды предпочитает водитель данного авто, быстро ли он ездит и резко ли он тормозит.

Однако, эти факторы могут никак не влиять на вероятность наступления страхового случая, ведь ДТП может произойти в случае, когда нарушит другой водитель, отсюда возникает вопрос, для чего всё это придумывают.

Как изменится тариф?

Для ОСАГО базовый тариф является очень важным моментом, ведь он выступает точкой отправления при постепенном расчете общей стоимости страхования транспортного средства. Другими словами, страховая компания берет какое-то значение в качестве основы для вашей страховки, после чего оно пропускается через коэффициенты – если они выше 1, ОСАГО будет становиться дороже, а если меньше, то получается значение ниже базового тарифа. Именно поэтому базовый тариф является чуть ли не самым важным элементом при расчетах итоговой стоимости страхования.

Если вы думаете, что, начиная с 1 апреля, базовый тариф стал больше – это не так. Слухи об этом были, но на деле все случилось немного в другом порядке. Всем сказали, что изменения стоит ждать 1 апреля, но они были введены еще в январе. При этом базовая ставка может, как уменьшаться, так и увеличиваться.

По сути, сейчас базовый тариф представляет собой диапазон, с довольно большими рамками, которые зависят не только от человека, но и от страховых компаний. Поэтому сейчас нужно более тщательно изучать предложения на рынке страхования, ведь некоторые компании в погоне за прибылью выбирают более высокие значения базового тарифа, в то время как другие выбрали нейтральную позицию.

Государственными органами этот момент никак не регулируется, ведь они просто предоставили диапазон, в который должны попадать страховые компании. Если коротко, то:

  • минимальное значение базового тарифа уменьшилось;
  • максимальное значение базового тарифа увеличилось.

Объединение ОСАГО и КАСКО

В сентябре 2019 года регулятор предложил и разработал проект поправок, которыми предлагается как бы объединить два полиса в один. Но пока он ещё не вступил в силу.

В основном, условия для каждого из видов страхования останутся разными, но бланк будет один. В бланке полиса ОСАГО будет указываться информация о заключении соответствующего договора КАСКО. Взаимосвязаны будут сроки действия договоров.

Рассчитать стоимость страховки ОСАГО

Предлагаем ознакомиться  Жалоба в евросеть образец - Юрист