Как составить график работы водителей

График составляют на месяц отдельно для каждой смены при многосменной работе. В этом документе, подписанном ответственными лицами, отмечаются:

  • место и время начала работы;
  • место и время окончания смены;
  • время для отдыха и обеденный перерыв;
  • дни отдыха.

Для шоферов дальних рейсов составляется отдельный график.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Основой для графика работы является форма учета времени – ежедневная или суммированная.

Ежедневный учет

Эта форма контроля востребована для рабочего дня – не более 8 часов при 5-дневной рабочей неделе и не более 7 часов при 6-дневной рабочей неделе. Смена может укорачиваться при поездках по сложным дорожным участкам.

Суммированный учет

При такой форме контроля смены могут иметь разную продолжительность и разный период отчетности, оптимальный – 1 месяц. В курортных регионах и местах с сезонными работами отчетность может быть сезонной, длительность сезона – до 6 месяцев. По длительности смены существуют следующие ограничения: в стандартном варианте – 10 часов, в отдельных случаях – 12 часов. Период вождения за один день – не более 9 часов. В неделю не допускается проводить за рулем более 45 часов.

К случаям, когда может устанавливаться 12-часовая смена, относятся поездки на транспорте:

  • аварийно-спасательном, пожарном, инкассаторском;
  • обслуживающем руководителей, представителей органов власти различного уровня;
  • технологические транспортировки внутри производственных объектов или карьеров в случаях, когда не требуется выезд на дороги общественного назначения;
  • предприятий ЖКХ, медицинских учреждений, служб связи;
  • автобусах, обслуживающих регулярные пригородные, городские, междугородные маршруты.

Суммированный учет может вводиться только после согласования с лицом, представляющим интересы работников. Сотрудники, принимаемые на предприятие с такой формой контроля, должны быть сразу ознакомлены с этим фактом. По суммированному учету могут работать как все водители организации, так и отдельные лица.

Примеры графиков работы водителей при разных формах учета рабочего времени

Вид учета рабочего времени

Начало смены

Продолжительность

Окончание смены

Длительность еженедельного непрерывного отдыха

рабочей смены

рабочей смены перед выходным днем

перерыва

Ежедневный учет, 5-дневная рабочая неделя

7

8

8

1

16

63

8

8

8

1

17

63

Ежедневный учет, 6-дневная рабочая смена

7

6

5

1

14 (13 – перед выходным днем)

42

8

6

5

1

15 (14 – перед выходным днем)

42

Суммированный учет

7

12

12

1

20

35 (считается за отчетный период)

Рабочее время может делиться на части, перерыв между которыми – до трех часов. Время отдыха и питания в это время не включается. Такой режим обычно востребован для водителей, доставляющих работников или учащихся к месту работы и учебы и домой.

Режим труда и отдыха водителей автобусов по тахографу в 2019 году: соблюдение, последствия нарушения || Нормы рабочего времени для водителей

Наибольшая продолжительность смены, разрешенная при ежедневном или суммированном учетах, может быть превышена в случаях, предусмотренных законодательством. Такие работы называют сверхурочными. Они разрешены в следующих ситуациях:

  • Выполнение действий, которые нельзя реализовать в течение установленного времени. Отказ от них приведет к причинению вреда имуществу или другим неприятным последствиям.
  • Необходимость выполнить обязанности, которые должен быть выполнить работник, не пришедший на смену. Руководство должно в сжатые сроки заменить отработавшего смену водителя.

Режим совместительства для водителей недопустим.

Для водителей автобусов могут составляться следующие виды графиков:

  • Сменный. Водители работают в соответствии с месячными графиками. Для длительных маршрутов составляется особый график, в котором отражается время в пути и стоянок.
  • Разрывной. Этот график составляется в случаях, когда востребованность водителя в течение рабочей смены неодинакова. Суммарное время такой разорванной смены должно укладываться в рамки смены без переработки. Первый перерыв должен наступить не ранее чем через 4 часа после начала смены. Разрывной график устанавливается только при согласии шофера. Водитель проводит перерыв в месте, оборудованном для отдыха.
  • Ненормированный. Такой график обычно составляется при суммированной отчетности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Режим труда и отдыха водителей автобусов, работающих на дальних междугородных рейсах

Предлагаем ознакомиться  Нормы работы за компьютером и основные ошибки ее организации

Время работы и отдыха

Норма

Допускается

1 водитель

2 водителя и более

Максимально допустимое время непрерывного вождения

4,5 часа

То же

То же

Минимальное время перерыва

45 минут

Разделение на части, каждая из которых не короче 15 минут

Максимальное время нахождения за рулем в сутки

9 часов

По 10 часов не более двух раз в неделю

Максимально допустимое время вождения в неделю

45 часов

90 часов в течение двух недель

Минимальное время межсменного отдыха

11 часов

9 часов

В течение 30 часов время непрерывного отдыха должно быть не менее 8 часов

Минимальное время еженедельного отдыха

45 часов

36 часов на месте базирования

24 часов в другом месте

Примерный режим труда и отдыха водителя, обслуживающего городские и пригородные автобусные рейсы

Начало действия водителя

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Предрейсового медосмотра

7-30

6-00

17-00

14-00

14-00

Вождения

7-45

6-15

17-15

14-15

14-15

Спецперерыва

17-00

Вождения

17-15

Перерыва

11-45

Обеда

13-45

10-00

21-00

19-00

17-00

Вождения

14-45

11-00

22-00

20-00

18-00

Спецперерыва

16-45

13-00

00-00

22-00

19-15

Вождения

17-00

13-15

00-15

22-15

19-30

Спецперерыва

19-00

15-15

00-15

Вождения

19-15

15-30

00-30

Послерейсового медосмотра

20-45

16-45

01-45

01-45

20-45

Межсменного отдыха

21-00

17-00

02-00

02-00

21-00

Рабочее время, ч

10,5

10

8

11

6

Примерный режим труда и отдыха водителя школьного автобуса при 5-дневной рабочей неделе

Действие водителя

Интервал времени

Инструктаж, медосмотр, заправка, подвоз детей к школе, возвращение в гараж

6-30 – 9-00

Перерыв, обед

9-00 – 12-00

Осмотр транспортного средства, перевозка детей из школы домой, подготовка машины к следующему рабочему дню

12-00 – 17-30

Во время школьных каникул проводится текущий ремонт транспорта.

Обязанности водителя

В рабочее время входит не только вождение, но и другие функции, выполняемые шофером и обозначенные в Трудовом договоре. Среди них:

  • спецперерывы во время управления автомобилем и в конечных пунктах;
  • подготовка к выезду, обслуживание автомобиля после поездки, при междугородных транспортировках – обслуживание транспорта в местах стоянок в начале и конце смен;
  • прохождение медосмотра перед поездкой и после нее и следование к месту его осуществления;
  • Прохождение медосмотра

  • присутствие в местах проведения посадки-высадки;
  • нахождение в автомобиле без управления им;
  • простои, которые возникли по вине посторонних лиц или сил;
  • ликвидация неисправностей, возникших в пути;
  • выполнение обязанностей охранника во время стоянки. Это время включается в рабочий период полностью или частично, но не менее 30%;
  • другие случаи, регламентированные российским законодательством.

Виды графиков для водителей автобусов

(в ред. Приказов Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484, от 13.10.2015 N 299, от 05.06.2017 N 212, от 03.05.2018 N 170, от 07.08.2019 N 262)

Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

МинистрИ. ЛЕВИТИН

Приложениек Приказу Минтранса Россииот 20 августа 2004 г. N 15

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» {amp}lt;*{amp}gt; (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).(в ред. Приказов Минтранса РФ от 03.05.2018 N 170, от 07.08.2019 N 262)

Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников.

Предлагаем ознакомиться  В течении какого времени модно поменять новый автомобиль

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

4. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.(в ред. Приказа Минтранса РФ от 05.06.2017 N 212)

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.(в ред. Приказа Минтранса РФ от 03.05.2018 N 170)

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.(в ред. Приказа Минтранса РФ от 24.12.2013 N 484)

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.(в ред. Приказа Минтранса РФ от 03.05.2018 N 170)

Предлагаем ознакомиться  Что входит в продолжительность рабочего времени

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.(в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 13.10.2015 N 299)

13.1. Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей.

В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.(в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.08.2019 N 262)

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы. (в ред. Приказа Минтранса РФ от 07.08.2019 N 262)

Ограничения по непрерывному управлению

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Управление автобусом или другим транспортным средством занимает часть рабочего дня, и на время непрерывного управления транспортом накладываются определенные ограничения:

  • В течение рабочего дня время вождения – не более 9 часов.
  • При поездках на автобусах длиной более 9,5 м максимальная продолжительность непрерывного вождения – не более 8 часов.
  • При суммированном учете – до 10 часов до двух раз в неделю, при этом общий период управления транспортом за неделю – до 56 часов, за две недели – до 90 часов.

У водителей, обслуживающих городские и пригородные автобусные маршруты, обычно самый высокий процент нахождения за рулем по отношению к общему рабочему периоду. Если в пути планируется находиться более 12 часов, то на смену заступают 2 шофера. В этом случае должно быть предусмотрено спальное место.