Функции государства в сфере использования и охраны земель

Новое земельное законодательство предоставляет широкую хозяйственную самостоятельность пользователям земли. Они сами без вмешательства государства планируют внутрипроизводственное использование и охрану земель. Но при этом хозяйствующие субъекты не должны нарушать обязательные требования законодательства о рациональном использовании участков и охране природной среды.

В юридической науке выделяют следующие виды управления:

  1. государственное;
  2. общественное;
  3. муниципальное;
  4. внутрихозяйственное.

Главной формой регулирования земельных отношений является государственное управление. Вместе с тем, в этой сфере все более активизируется роль общественных организаций, которые участвуют в решении многих социальных и хозяйственных вопросов.

Уполномоченные органы власти устанавливают определенные правила и нормы по использованию всех земельных ресурсов страны. Роль государства проявляется при проведении земельной реформы в стране, создании новых правовых институтов в данной сфере.

Государственное управление выражается в двух принципиально различных качествах:

  1. Российская Федерация и ее субъекты выступают как собственники земельных участков;
  2. Российская Федерация и ее субъекты выступают как органы власти, устанавливающие правила землепользования, экологические и другие требования.

Управление в сфере землепользования со стороны государства проявляется в обязательных властных предписаниях, адресованных собственникам и арендаторам участков. С одной стороны, земля выступает как объект, на который распространяются властные функции государства, а с другой – она является обязательным условием хозяйственной деятельности.

Отсюда возникают различия в методах регулирования земельных отношений.
В первом случае применяется метод власти и подчинения, который проявляется как правовой имᴨератив. Во втором – при формировании тех или иных решений органа государственного управления происходит согласование и учет воли землепользователя.

Государственное управление в сфере земельных отношений

Предлагаем ознакомиться  Топографический план земельного участка. Топосъемка

Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти. Каждый из них в пределах своей комᴨетенции регулирует данную сферу отношений, независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении находится земля.

Государственное управление в сфере земельных отношений

интернет-биржа студенческих работ»{amp}gt;

Рисунок 1. Компетенция РФ и ее субъектов в области земельного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными исполнителями конкретной работы по управлению земельным фондом России являются органы федеральной службы земельного кадастра. Они работают в тесном взаимодействии с соответствующими государственными и муниципальными административными структурами.
Федеральная служба земельного кадастра исполняет следующие функции:

  1. принимает участие в разработке предложений по управлению земельными ресурсами и проведению земельной реформы;
  2. ведет государственный земельный кадастр;
  3. осуществляет в установленном порядке кадастровое деление территории Российской Федерации и присваивает кадастровые номера земельным участкам как объектам кадастрового учета;
  4. обесᴨечивает ведение Единого государственного реестра земель, а также хранение этого реестра и кадастровых дел;
  5. осуществляет выдачу планов (чертежей) границ земельных участков, предоставляет в установленном порядке сведения, занесенные в государственный земельный кадастр;
  6. принимает участие в составлении списков плательщиков земельного налога и установлении арендной платы за землю;
  7. участвует в разработке и реализации федеральных и региональных программ, связанных с регулированием земельных отношений;
  8. обесᴨечивает разработку и совершенствование методик государственной кадастровой оценки земель;
  9. участвует в установленном порядке в проведении земельных торгов (аукционов);
  10. организует, координирует и контролирует проведение землеустроительных работ на всей территории Российской Федерации;
  11. осуществляет меры по государственному надзору за использованием и охраной земель.
Государственное управление в сфере земельных отношений

Полномочия органов государственной власти

В комᴨетенцию федеральных органов исполнительной власти по управлению земельным фондом входит:

  1. определение основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  2. установление ограничений оборотоспособности земельных участков;
  3. государственное управление при осуществлении мониторинга земель, земельного контроля и ведения государственного земельного кадастра;
  4. установление порядка изъятия (выкупа) земель для государственных и муниципальных нужд;
  5. изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации;
  6. разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель;
  7. иные полномочия, предоставленные государству действующим законодательством.
Предлагаем ознакомиться  Сумма штрафа, если водитель не вписан в страховку

Органы исполнительной власти субъектов Федерации в области управления использованием и охраной земель наделены следующими полномочиями:

  1. разработка и принятие нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения в соответствии с федеральным законодательством;
  2. установление границ и правового режима особо охраняемых территорий регионального значения;
  3. отмена противоречащих земельному законодательству актов органов местного самоуправления;
  4. установление предельных норм предоставления земельных участков;
  5. утверждение и изменение городской и поселковой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения;
  6. определение размеров и порядка взимания платы за землю и установление региональной нормативной цены земли;
  7. определение порядка изменения целевого назначения земель и ᴨеревода их из одной категории в другую;
  8. утверждение региональных программ и схем рационального использования и охраны земель;
  9. установление льгот по налогам за землю;
  10. изъятие, в том числе выкуп, земель для государственных нужд;
  11. организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и надзору за использованием и охраной земель.

Муниципалитеты также осуществляют регулирование земельных отношений, в пределах своей компетенции.