Перспективы профессии

Даже во времена зарождения первых государств были нужны люди для выполнения важных функций: сбора налогов, создания законов, обслуживания правителя. Изначально это были не профессионалы, а царедворцы, при этом должности нередко передавались по наследству. Со временем для исполнения служебных обязанностей потребовалось быть специалистом в каком-либо вопросе.

История российской профессиональной государственной службы берет свое начало в XV-XVII веках – в эпоху централизации страны. В 1722 году Петр I утвердил Табель о рангах. Согласно этому основополагающему документу все чины служащих подразделялись на три группы: воинские, гражданские и придворные. Еще через полвека для чиновников было введено постоянное денежное жалование. Минусом документа являлось заметное преимущество представителей дворянства перед другими сословиями.

В XIX веке активно нарабатывалась законодательная база, регулирующая бюрократию в Российской империи. Была введена зависимость должностей от уровня образования, установлен минимальный возраст поступления на службу (14 лет) и право на отпуск. В советские времена деятельность служащих регулировалась многочисленными юридическими актами, в основном отраслевой направленности.

Итак, кто такие госслужащие? Это сотрудники федеральных и региональных органов власти, которые выполняют функции государства в разных сферах. Вся государственная служба страны подразделяется на военную и гражданскую. Основной признак чиновника – выплата ему заработной платы из государственного или регионального бюджета. Военнослужащим платят зарплату из бюджета Министерства обороны.

Основными местами работы госслужащих выступают:

  • Администрация Президента;
  • Правительство РФ;
  • Государственная Дума;
  • Совет Федерации;
  • министерства и различные федеральные ведомства;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации;
  • силовые ведомства (прокуратура, ФСБ, суд, полиция).

Граждане чаще всего в жизни сталкиваются с обычными чиновниками, то есть сотрудниками государственной гражданской службы. Их должности могут создаваться на основании федерального законодательства, указов Президента или актов субъектов Российской Федерации.

Все должности госслужащих в России делятся на 5 групп. Чтобы разобраться, что это за группы и кто к ним относится, рассмотрим этот реестр по возрастанию:

  • Младшая. Сюда относятся сотрудники, обеспечивающие работу государственных органов (курьеры, секретари). Таким работникам присваивается классный чин «секретарь госслужбы РФ».
  • Старшая. Включает в себя, кроме обеспечивающих работников, еще и специалистов ведомств. Здесь сосредоточены менеджеры средней руки, имеющие чин «референт госслужбы».
  • Ведущая. В эту группу, кроме специалистов, входят руководители, их заместители и помощники. Таким сотрудникам присваивается чин советника.
  • Главная. К данной группе относят специалистов центральных органов власти и руководителей. Чин – государственный советник.
  • Высшая. В эту группу входят высшие руководители государства, а также их помощники. Они имеют чин действительного государственного советника.

Госслужащие на совещании

В зависимости от того, какое место занимает та или иная должность в этой иерархии, сотруднику устанавливается заработная плата.

Список профессий госслужащих в России очень широк, он включает в себя, кроме чиновников органов исполнительной власти и муниципальных органов, еще и сотрудников полиции, судов, МЧС, санэпидслужбы. Все эти работники обеспечивают исполнение функций государства в рамках действующего законодательства.

Государственная служба продолжает оставаться престижной и востребованной, а уровень стабильности и социальной защищенности работников дает ей преимущество перед работой в бизнесе.

Принципы

Как любая иная система, государственная служба работает по своим принципам. К ним относятся:

  • федерализм. Он основывается на соблюдении единой конституционной системы, делегирования полномочий по уровням и ветвям власти. Он обеспечивает единство и равенство функционала между уровнями;
  • законность – все уровни власти действуют в рамках принятых законодательных норм;
  • равенство доступа. Каждый гражданин РФ может стать государственным служащим, может прийти работать в эту систему;
  • первостепенность. Права и интересы граждан нашей страны являются первостепенными, их необходимо соблюдать и защищать, они признаются в обязательном порядке всеми уровнями власти;
  • взаимосвязь и взаимозависимость. Государственная и муниципальная службы должны работать вместе;
  • единство правовых систем, которые стоят у истоков госслужбы. Они законодательно закрепляют единый подход к построению функционала;
  • открытость и доступность. Со стороны общества ведётся контроль, который должен быть виден. То есть, гражданам необходимо предоставлять объективные сведения о том, как работают госорганы в их регионе, субъекте, стране;
  • компетентность. Каждый служащий системы должен быть профессионалом в своём деле;
  • невмешательство. Без веских на то оснований, государственные органы и учреждения, должностные лица, руководители предприятий и простые граждане не могут вмешиваться в деятельность госслужащих, диктовать им нормы.
Принципы деятельности госслужбы

Принципы деятельности госслужбы определены в федеральном законодательстве

Сюда можно отнести:

  • права и свободы первостепенны, защищаются законами на всех уровнях власти;
  • все виды ГГС РФ должны работать вместе;
  • все граждане РФ имеют одинаковый доступ, при условии, что они соответствуют требованиям, нет установленных ограничений;
  • компетентность и профессионализм каждого служащего, что подтверждает документами, дипломами;
  • ГГС РФ взаимодействует с общественными организациями, объединениями и людьми;
  • открытость доступа. Информация о ГГС доступна вся всех желающих;
  • стабильность;
  • каждый госслужащий в ГГС защищён от вмешательства посторонних людей, если на то нет уважительных причин.

Существует тесная связь между гражданской и муниципальной службой, что обеспечивается едиными требованиями к кадрам, едиными ограничениями и обязанностями.

Какими же принципами должен руководствоваться работник? В 79-ФЗ о государственной гражданской службе регламентируется восемь основных принципов:

  1. Работники должны ставить в высшем приоритете права и свободы человека и гражданина. Этот принцип также указан в статье 2 Основного закона страны — Конституции.
  2. Организация и правовое регулирование органов федерации и субъектов России должна быть единой.
  3. Все граждане Российской Федерации, которые говорят на государственном языке – то есть на русском – должны иметь равный доступ к гражданской трудовой деятельности. При этом не должна учитываться их национальная или половая принадлежность, возраст, политические убеждения и другие обстоятельства и признаки, которые не имеют отношения к их профессиональным и/или деловым навыкам.
  4. Они должны быть компетентными профессионалами в своей сфере деятельности.
  5. Стабильность – принцип гражданской службы, относящийся не только к профессиональным навыкам, которые обеспечивают бесперебойную деятельность государственного аппарата. Этот принцип также используется в отношении к служащему, например, в случае реорганизации или ликвидации органа.
  6. Информация о деятельности государственных гражданских служащих должна быть открытой и доступной для ознакомления.
  7. Государственные служащие обязаны взаимодействовать с гражданами и различными общественными объединениями страны.
  8. Государство должно обеспечить сотрудникам защиту от неправомерных вмешательств в их трудовую деятельность.

Функции государственной службы

Люди, работающие в системе государственной службы, должны осуществлять определённые функции. В частности:

  • правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
  • правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
  • регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
  • организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
  • правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.

Государственные служащие всех ветвей и уровней власти должны исполнять эти функции в полном объёме, но с учётом специфики своей деятельности в рамках вида службы.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Государственная гражданская служба Российской Федерации

Если рассматривать государственную служба в общем, выделяют три типа (в соответствии с федеральным законом № 58):

  1. Гражданская служба – подразделяется на федеральную или субъекта России.
  2. Военная служба – может быть только на федеральном уровне. Основной задачей таких органов является оборона страны и охрана безопасности государства.
  3. Служба иных видов.

Как было сказано выше, законом о гражданских служащих установлено разделение службы на федеральном или уровне субъекта России. Исходя из этого, источники денежного вознаграждения за труд также различны: из федеральной или региональной казны.

В России сейчас действует 85 субъектов. Среди них республики, края, области и округа, а также три города, которые являются отдельными субъектами и имеют федеральное значение. К ним относят столицу России Москву, Санкт-Петербург, а также Севастополь. В каждом субъекте есть свои законодательные и исполнительные органы.

Профессия «государственный служащий» требует высшего образования по направлению работы чиновника. Однако для того чтобы стать профессиональным госслужащим, можно пройти и обучение чисто управленческим специальностям: «государственное и муниципальное управление», «региональное управление», «муниципальное управление», «государственное регулирование экономики» и др.

В идеале, чтобы стать высококлассным профессионалом и претендовать на высокие должности, сотруднику желательно закончить профильный вуз, а затем еще и получить образование государственного менеджера. Например, получив диплом экономиста, а затем управленца, можно претендовать на работу в профильном министерстве.

Программы подготовки муниципальных и государственных служащих сейчас есть во многих высших учебных заведениях страны. Остановимся на некоторых их них:

  • Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, имеющий целый ряд филиалов по стране (Липецк, Тула, Омск и др.);
  • Государственный университет управления (г. Москва);
  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации имеет Институт государственной службы и управления в Москве и ряд филиалов в регионах страны (Челябинск, Волгоград, Нижний Новгород, Тамбов и др.);
  • Новосибирский государственный университет экономики и управления;
  • Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики.

Направления подготовки управленцев также вводятся в программы региональных вузов с учетом их специфики и потребности в кадрах.

Кто не может быть принят на государственные должности

В ст. 8 Закона № 58-ФЗ сказано, что государственная служба – единая система, работающая по определённым принципам на всех уровнях. Принципы были перечислены выше, ниже приведены уровни должностей гражданской службы:

  • федерального уровня;
  • субъектов страны;
  • военные;
  • правоохранительные.
Предлагаем ознакомиться  Значение должно иметь формат кадастрового номера

Каждый блок должностей может быть разделён на группы, подгруппы и вида. Это необходимо для более точного исполнения функций и возложенных полномочий. Происходит разделение не только по горизонтальной ветви, но и по вертикальной относительно населённых пунктов, регионов и субъектов.

В системе предусмотрено создание и внедрение должностей, не имеющих отношений к ГС РФ. Деятельность таких работников регулируется не Законом № 58-ФЗ, а ТК РФ.

В государственных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы. Отличие штатной структуры государственных органов от большинства коммерческих организаций заключается в том, что независимо от направления работы, названия должностей являются одинаковыми в различных подразделениях.

В настоящее время определено 4 основных категории должностей, каждая из которых разделена на 3-4 группы[2]:

  • руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, представительств государственных органов и их структурных подразделений;
    • высшая группа
    • главная группа
    • ведущая группа
  • помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов;
    • высшая группа
    • главная группа
    • ведущая группа
  • специалисты — основная категория должностей, учреждаемая для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций;
    • высшая группа
    • главная группа
    • ведущая группа
    • старшая группа
  • обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов;
    • главная группа
    • ведущая группа
    • старшая группа
    • младшая группа

Таким образом, все должности распределены одновременно по категориям и группам. Точное наименование должностей устанавливается указом Президента России в виде «Реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации». С учётом предусмотренных Реестром должностей, руководитель органа власти утверждает структуру ведомства и определяет штатное расписание для подразделений.

Выдержка из реестра должностей гражданской госслужбы в части перечня должностей в федеральных министерствах
Категории должностей Группы должностей Должности (пример)[7]
Руководители Высшая группа Первый заместитель федерального министра
Заместитель федерального министра
Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека — заместитель Министра юстиции РФ
Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации по федеральному округу
Заместитель федерального министра — руководитель (директор) федерального агентства
Руководитель (начальник) службы федерального министерства
Руководитель аппарата федерального министра
Руководитель (директор) департамента
Заместитель руководителя (начальника) службы федерального министерства
Заместитель руководителя аппарата федерального министра
Начальник главного управления
Заместитель директора департамента
Заместитель руководителя (директора) департамента
Первый заместитель начальника главного управления
Заместитель начальника главного управления
Главная группа
Начальник управления
Заместитель начальника управления
Начальник отдела
Заместитель начальника отдела
Помощники (советники) Высшая группа Помощник федерального министра
Советник федерального министра
Специалисты Главная группа Начальник отдела в департаменте
Начальник отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации
Начальник отдела в службе федерального министерства
Начальник отдела в главном управлении
Начальник отдела в управлении
Референт
Ведущая группа Заместитель начальника отдела в департаменте
Заместитель начальника отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации
Заместитель начальника отдела в службе федерального министерства
Заместитель начальника отдела в главном управлении
Заместитель начальника отдела в управлении
Помощник руководителя (начальника) службы федерального министерства
Советник руководителя (начальника) службы федерального министерства
Ведущий советник
Советник
Ведущий консультант
Консультант
Старшая группа Главный специалист-эксперт
Ведущий специалист-эксперт
Специалист-эксперт
Обеспечивающие специалисты Ведущая группа Ведущий специалист 2 разряда
Старшая группа Старший специалист 1 разряда
Старший специалист 2 разряда
Старший специалист 3 разряда
Младшая группа Специалист 1 разряда
Специалист 2 разряда

Государственная гражданская служба Российской Федерации

Не каждый гражданин может стать государственным служащим. Так, существуют некие ограничения, которые могут препятствовать поступлению на такую работу:

  • Если по решению суда человек является недееспособным.
  • Наличие судимости, которая может препятствовать прохождению службы. Так, кандидаты на должность должны предоставлять справки от МВД России, что у них отсутствует судимость.
  • Если сотрудник отказывается от процедуры предоставления допуска к информации по государственной или федеральной тайне, а эти сведения необходимы для исполнения должностных обязанностей.
  • Если после медицинского обследования у человека обнаружат заболевание, которое может препятствовать поступлению на работу. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством России. Например, кандидаты проходят обследования у наркологов и психологов, сдают анализ крови и прочее.
  • Наличие близких родственных связей также является ограничениям для приема на службу, если родственники находятся под прямым руководством.
  • Если гражданин приобретает иное гражданство или выходит из гражданства России. Кроме того, на работу не примут, если гражданин имеет другое гражданство, и это не учитывается международным договором.
  • Если предоставлены ложные и недостоверные сведения.
  • Не предоставлены сведения о доходах или если в ходе проверки эти данные оказались недостоверными.
  • В случае утраты доверия в ходе конфликта интересов или коррупционных деяний.
  • Если служащий не прошел военную службу без отсутствия уважительных причин в течение десяти лет.
  • Иные данные, которые нужно предоставить государственному органу для прохождения службы.

Регулирование данных ограничений и ответственность за них регулируется законом о гражданских служащих в России (№ 79-ФЗ) и другими федеральными законами.

На государственной службе в России в соответствии с федеральным законом № 58-ФЗ классные чины присваиваются:

  • Федеральным и государственным служащим в субъектах РФ, а также служащим в муниципалитетах.
  • Служащим правоохранительных органов.

Чины государственных гражданских служащих законом № 79-ФЗ классифицируются по пяти категориям (по убыванию): высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса и определенные должности:

  • наивысшую группу представляют действительные государственные советники России;
  • главные – государственные советники;
  • к ведущей группе причисляют советников государственной гражданской службы РФ;
  • старшая – референты;
  • младшая – секретари.

Профессиональные обязанности

Наряду с правами, обязательно выполнение следующих требований служащими государственной гражданской отрасли:

  1. Соблюдать правовые нормативные акты Российской Федерации – Конституцию, федеральные и региональные законы – и обеспечивать их соблюдение.
  2. Выполнять обязанности по регламенту, включая поручения от руководителей, в пределах полномочий и в соответствии с законом.
  3. Соблюдать распорядок, установленный государственным учреждением.
  4. Должностные обязанности не должны противоречить или ограничивать законные права граждан России или организаций.
  5. Чтобы исполнять трудовые обязательства надлежащим образом, работник должен иметь высокий квалификационный уровень.
  6. Не допускать распространения информации, содержащей государственную тайну или иные закрытые сведения.
  7. Экономно и бережно относиться к государственному имуществу.
  8. В обязанности государственного гражданского служащего входит предоставление информации о себе и о своей семье, которые указаны в законе, включая сведения о гражданстве.
  9. Служащие не должны нарушать установленные законом запреты и ограничения. Они обязаны проинформировать работодателей, если возникают обстоятельства, влекущие конфликт интересов, а также коррупционные правонарушения.

Поскольку перечень профессий госслужащих очень широк, описать в полной мере их обязанности не представляется возможным. Но можно выделить основные функции, применимые к чиновникам различных ведомств:

  • контроль текущих дел в соответствующей отрасли или сфере деятельности и планирование ее дальнейшего развития;
  • обеспечение законных прав граждан;
  • работа с документами (изменения в законодательстве, входящая и исходящая корреспонденция, проекты решений);
  • внесение предложений относительно улучшения работы объектов во вверенной сфере, пути и методы реализации этих проектов;
  • контроль над исполнением законодательных и нормативных актов, а также ранее принятых решений;
  • участие в совещаниях, заседаниях и других мероприятиях, рабочих и представительских;
  • поиск путей решения возникающих проблем;
  • хранение государственной тайны и другой конфиденциальной информации;
  • координация деятельности подчиненных;
  • рассмотрение жалоб и предложений граждан и общественных организаций, прием посетителей;
  • повышение квалификации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации

Особенностью деятельности государственных чиновников является то, что они обязаны действовать строго в рамках законодательства при управлении государственными ресурсами и общественными процессами.

Как попасть на государственную службу

Конституцией РФ гарантирован одинаковый доступ всех граждан к ГС РФ. Когда происходит отбор кандидатов на замещение должности, в первую очередь отмечают профессионализм, репутацию и готовность к исполнению обязанностей.

Существует несколько способов попасть на такую службу. Это:

  • назначение;
  • зачисление;
  • конкурс.

Каждый этап тщательно регулируется на законодательном уровне. Деятельность регулируется посредством заключения контракта. Этот документ аналогичен трудовому договору, в нём прописываются основные принципы деятельности. В нём защищаются права служащего и прописываются его обязанности. Лишить должности или классного чина можно по решению суда, приведя достаточные основания для этого.

К любой должности применяются определённые требования. Как правило, это наличие направленного образования и опыта работы. Например, для поступления на должность, связанную с финансами, у претендента должно быть высшее образование в этой сфере и опыт работы в бухгалтерии или финансовом отделе.

Государственная гражданская служба Российской Федерации

Но опыт работы необходим не всегда, а образование должно быть. Конкретные требования изложены в официальных источниках ведомств, а также в реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.

Чтобы поступить на ГС РФ, необходимо пройти несколько этапов:

  • подготовить документы. Комплект довольно внушительный, полный список предоставляется потенциальным работодателем для замещения конкретной должности. Как правило, требуют медсправку о возможности нести службу и справку из МВД об отсутствии судимостей, справку о налогах;
  • подготовиться к назначению, зачислению или открытому конкурсу. Для этого необходимо знать основные положения Конституции РФ, Закона № 58-ФЗ, «узкого» закона (например, при поступлении на военную службу нужно знать нормы Закона № 53-ФЗ), основных законов субъекта, республики, края;
  • проведение конкурса, собеседования;
  • заключение контракта.
Как попасть на государственную службу

Занять должность государственного служащего может любой гражданин, отвечающий определенным требованиям

Кому подходит

Разобравшись, что такое госслужба и кто такой государственный служащий, рассмотрим, как стать чиновником в нашей стране. Для начала нужно проанализировать, какие профессии, относящиеся к госслужбе, подходят для имеющегося у претендента образования.

От чиновника требуется обладать такими качествами, как:

  • профессионализм и навыки работы по закрепленному направлению;
  • ответственность и терпение;
  • умение работать с документами и руководить людьми;
  • логическое мышление и аналитические способности;
  • хорошая память;
  • коммуникабельность и корректность.
Предлагаем ознакомиться  Выплаты являющиеся личными средствами в браке

Чаще всего человек становится госслужащим, чтобы реализовать свои амбиции, получить стабильную работу с достойной зарплатой. Но при этом для чиновников действует целый ряд ограничений. Им нельзя:

  • заниматься предпринимательской или другой деятельностью, предполагающей оплату труда, кроме творческой, педагогической и научной;
  • получать вознаграждение от других лиц за выполнение своей работы;
  • использовать в своих целях служебное положение, служебный автомобиль и другие средства обеспечения;
  • участвовать в деятельности политических партий;
  • работать в подчинении или управлять лицами, с которыми находится в родстве и др.

Права и обязанности

За нарушение этих ограничений чиновник увольняется с госслужбы и может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

Кого не примут на государственную службу

Есть установленный список ограничений, при наличии которого кандидат не будет принят на госслужбу. Это:

  • наличие полной или частичной недееспособности, установленной судом;
  • наличие непогашенной судимости и запрета на занимание определённых должностей;
  • наличие определённых заболеваний, что подтверждается медицинскими документами. Полный список «запретных» диагнозов прописан в Постановлении РФ и региональных законах;
  • отказ оформлять допуск к информации, которая является закрытой, к гостайне и секретным данным;
  • отказ от гражданства РФ и приобретение гражданства другого государства;
  • подача документов с заведомо ложными сведениями;
  • наличие близкого родственника на той должности, которую кандидат собирается получить. Данное обстоятельство работает также при замещении должностей по вертикальной ветви подчинённости;
  • отказ от предоставления данных о собственном имуществе или предоставление заведомо ложных сведений;
  • утрата доверия со стороны нанимателя по причинам, выявленным в соответствии с Законом № 79-ФЗ;
  • непрохождение срочной службы в рядах ВС РФ без уважительных на то оснований.

Оплата труда государственных гражданских служащих

Профессия «госслужащий» считается престижной и высоко оплачиваемой, хотя в среднем по стране зарплата госчиновника находится в пределах 35-45 тысяч рублей в месяц. Но разброс в этой сфере достаточно велик: опытные руководители на высоких постах получают значительно больше молодых специалистов.

В структуру заработной платы государственного служащего входят:

  • должностной оклад;
  • ежемесячная надбавка за стаж, которая увеличивается в зависимости от выслуги лет;
  • надбавка за особые условия работы или работу с государственной тайной;
  • надбавка за классный чин;
  • премия;
  • материальная помощь при оформлении отпуска.

Кроме того, люди, работающие на государство, имеют ряд льгот:

  • бесплатную медицинскую помощь в специализированных центрах;
  • оплачиваемый отпуск с увеличением его продолжительности;
  • оформление детей в дошкольные учреждения без очереди;
  • возможность получить субсидию для покупки собственного жилья;
  • компенсацию затрат на бензин, если работа предполагает использование своего авто;
  • бесплатное повышение квалификации;
  • повышенную пенсию и сохранение ряда гарантий для пенсионеров госслужбы.

Такой подход к стимулированию работников обеспечивает низкую текучесть кадров и стабильную работу всей системы.

Из чего складывается оплата труда? Зарплата гражданских сотрудников – это денежное содержание, которое является основным источником для их обеспечения и стимулом для их работы по занимаемой должности. Как было указано выше, работники в этой отрасли не могут заниматься иной деятельностью, приносящей доход.

Оплата включает: оклад государственного гражданского служащего плюс месячный оклад по чину плюс иные дополнительные выплаты. Размер оклада по каждой должности устанавливается указом президента России. Также этим документом регулируется иные надбавки и денежные вознаграждения, например, за выслугу лет или за работу при особых условиях и прочее.

По состоянию на I полугодие 2012 года, среднемесячная заработная плата гражданских служащих в федеральных государственных органах России составила 112,5 тысяч рублей[11]. При этом в 49 федеральных министерствах, службах, агентствах (70 % от их общего числа) уровень средней заработной платы служащих был ниже средней заработной платы в Москве (57,4 тысяч рублей).

Направления деятельности

Средняя заработная плата гражданских служащих не зафиксирована и может меняться, так как содержит ряд параметров, влияющих на её итоговый размер. Большую часть доходов составляют премии и иные выплаты (например, отпускные)[12]. При этом должностной оклад, а также размер оклада за классный чин устанавливаются публичными указами президента России[13].

Составные части доходов государственных гражданских служащих:

  • ежемесячное денежное поощрение (количество должностных окладов)[13];
  • месячный оклад за классный чин (максимальное на август 2012 — 1850 рублей)[9];
  • ежемесячные надбавки за выслугу лет на гражданской службе[2];
  • ежемесячные надбавки за особые условия гражданской службы[2];
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну[2];
  • премии[2].

Премии, а также доплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не имеют фиксированного размера и выплачиваются в зависимости от эффективности работы.

Особенности государственной гражданской службы

В ГГС РФ существуют должности, они подразделяются на:

  • руководители;
  • советники;
  • специалисты;
  • лица, обеспечивающие специалистов.

Это вертикальная иерархия должностей. Существует ещё и горизонтальная – высшие должности, главные, ведущие, старшие и младшие.

Чтобы начать карьеру в ГГС РФ, необходимо отвечать следующим требованиям:

  • быть в возрасте старше 18 лет;
  • владеть русским языком;
  • иметь соответствующее образование;
  • иметь опыт работы в данной сфере.

Кандидаты на руководящие должности должны иметь высшне профильное образование и опыт службы на благо государства. Если кандидат начинает свою карьеру с младших должностей, ему достаточно иметь среднее профессиональное образование, и не иметь работы или службы вовсе.

Чтобы получить должность, необходимо выиграть конкурс. Он проводится открыто специальной комиссией. Если кандидат проходит по всем критериям, его принимают на службу. С ним заключается контракт, который, как и трудовой договор, может быть срочным (заключённым на срок от 1 года до 5 лет) или бессрочным.

Но занимать должность ГГС РФ всю жизни нельзя. Законом установлен предельный возраст – 60 лет. По  решению Президента, служащий может оставаться на должности до 65 лет, если он занимает федеральную должность – до 70 лет.

Раз в 3 года нужно проходить аттестацию. По её результатам определяют пригодность человека к такой работе. Если результаты неудовлетворительные, наступают негативные последствия. Чтобы получить классный чин и продвижение в должности, нужно сдавать квалификационный экзамен.

Когда служащий поступает на должность, при заполнении анкеты он должен указать сведения о своём собственном имуществе – недвижимости, источниках дополнительного дохода, финансовых обязательствах и имущественного характера. При необходимости, аналогичные данные указываются о ближайших членах семьи – супруге и несовершеннолетних детях. После заключения контракта, нужно будет отчитываться в ежегодных расходах семьи.

Зарплату служащему устанавливает государство. Ежегодно происходит  индексация, согласно стажу работы. Например, если человек отслужил от 1 года до 5 лет, он получает ежегодно 10% к окладу, если стаж составляет 5-10 лет, то ежегодно 15% к окладу, 10-15 – 20%, если же он отслужил более 15 лет, то будет иметь прибавку в размере 30%.

Оплата труда государственных гражданских служащих

Для работников в этой отрасли устанавливаются некие запреты. Например, государственный гражданский служащий – это никак не бизнесмен. Он не может осуществлять деятельность в качестве предпринимателя или управлять компаниями, главной задачей которых является получение прибыли (коммерческие организации).

Также им нельзя покупать ценные бумаги, по которым можно получить прибыть: акции, облигации и прочие, если это приводит к конфликту интересов. Сотрудникам государственных органов запрещено принимать подарки или иные вознаграждения от физических и юридических лиц.

Согласно российскому законодательству выделяются следующие государственные служащие[1][2][3]:

  • федеральные государственные служащие:
    • военнослужащие;
    • федеральные государственные гражданские служащие;
    • государственные служащие иных видов, статусы которых устанавливаются федеральными законами;
  • государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации.

Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных Федеральным Законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета.

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

Понятие «государственный служащий» можно анализировать в трёх аспектах.

  1. с государственно-правовой точки зрения, государственный служащий — это «слуга» государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения. Служащий представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями. Государственный служащий — продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции.
  2. с административно-правовой точки зрения, государственный служащий имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Он представитель власти, реализующий юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия и применяющий административно-правовые санкции.
  3. с уголовно-правовой точки зрения, государственный служащий — особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие — должностные лица — несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы).

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27.07.2004 № 79-ФЗ) установлены ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы[П 3]. Предусмотренные наказания за нарушение этих норм — дисциплинарные взыскания, увольнение, а в отдельных случаях возбуждение административного или уголовного дел[2].

Гражданин не может находиться на гражданской службе в следующих случаях:

  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей на госслужбе;
  • отказа от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  • наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу;
  • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если прохождение службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • выхода из гражданства России или приобретения гражданства другого государства;
  • наличия гражданства другого государства (других государств);
  • представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • непредставления установленных законодательством сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
  • утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей.
Предлагаем ознакомиться  Доказательства в гражданском процессе гпк

В связи с прохождением гражданской службы запрещается:

  • участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, определённых законодательством;
  • замещать должность гражданской службы в случае:
    • избрания или назначения на государственную должность[П 4];
    • избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
    • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;
  • получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы. Впоследствии гражданский служащий имеет право выкупить полученный им в связи с протокольным мероприятием подарок.
  • выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством России, по договоренности государственных федеральных и региональных органов, или муниципальных органов России с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
  • использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
  • принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  • создавать или участвовать в создании в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений;
  • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Нормативное регулирование

Когда человека  принимают на такую работу, у него появляются ограничения по некоторым действиям. В Законе № 79-ФЗ прописано, что:

  • запрещено замещение должностей при некоторых обстоятельствах;
  • запрещено заниматься предпринимательской деятельностью или иной, которая предусматривает получение коммерческой составляющей. Данный запрет не распространяется на участие в управлении ЖСК, ГСК, потребительских кооперативов, профсоюзов и прочих некоммерческих организаций;
  • нельзя приобретать ценные бумаги, по которым их владелец может получить дополнительный доход;
  • нельзя открывать счета в иностранных учреждениях. Если на момент поступления на службу кандидат хранит какие-то ценности в иностранных банках, придётся перевести в российские;
  • нельзя получать подарки, презенты и подношения от юридических лиц, если это напрямую связано с несением службы;
  • категорически запрещено разглашать сведения, которые относятся к тайне, являются конфиденциальными.

Нормативное правовое регулирование

Основные законы, которые определяют порядок деятельности государственных гражданских служащих в РФ:

  • 79-ФЗ. Этот закон регламентируют вопросы по организации службы, правовые аспекты, финансовые и экономические основы гражданской службы России.
  • 58-ФЗ. Этот федеральный закон определяет порядок по всем видам государственной службы Российской Федерации. Регламентирует вопросы по управления данной системой.

В преамбулах (вводных частях данных нормативных правовых документов) прописано, что они действуют в соответствии с Конституцией России. Закон 79-ФЗ является производным от 58-го закона, так как в нем отображены вопросы конкретно по гражданской службе – одной из отраслей государственной службы в России.

Государственная служба в России регулируется Конституцией Российской Федерации[П 1] и Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон № 58-ФЗ определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба.

Детальное регулирование государственной гражданской службы осуществляется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), а также указами Президента России, постановлениями Правительства России и нормативными правовыми актами регионов. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.

Заключение

Госслужба тесно связана со многими отраслями российского права. Это «лицо» страны, поэтому к кандидатам предъявляются строгие требования. Все они проходят проверку, в том числе, через ФСБ. Многие заключат соглашение о неразглашении сведений.

Государственным гражданским служащим является работник в органах власти – федерального, регионального или муниципального органа. Через них государственные учреждения реализуют свои полномочия практически во всех отраслях жизнедеятельности. Чтобы задачи государства выполнялись качественно, к сотрудникам предъявляется множество ограничений и требований.

Состав работников государственной службы неравномерный и очень различается по функциональным обязанностям. Поэтому их условно подразделяют на группы по критериям – классным чинам – от младшей до высшей группы должностных лиц.

Определение

Кто является государственным гражданским служащим? Это человек, работающий и выполняющий свои должностные обязанности на государственной службе. Иными словами, он выполняет функции государства, является неким представителем власти.

В соответствии с законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» это может быть гражданин России, взявший на себя обязательство выполнять трудовую деятельность в соответствии с должностным регламентом в гражданской службе. При назначении сотрудника государственной службы выпускается документ – приказ или акт — и заключается служебный контракт. Источником заработной платы таких работников являются бюджетные средства.

В отличие от военной (армия, правоохранительные органы), гражданская служба осуществляется в органах исполнительной (министерства, комитеты, службы), законодательной (представительные органы) или судебной отраслей.

Права

Персонал государственной службы наделен правами, которые, в принципе, схожи с правами, регламентируемыми трудовым законодательством.

Служащие имеют право получить необходимые условия для надлежащего выполнения своих трудовых обязанностей. Также работники должны быть ознакомлены с основной документацией, определяющими их права, обязанности и прочие критерии, по которым будет оцениваться эффективность их трудовой деятельности.

Работники на государственной службе имеют право на отдых, который включает нормативно установленный промежуток рабочего дня с перерывами, выходными днями и праздничными каникулами. Отпуск также полагается: как основной, так и дополнительный.

Зарплаты и иные выплаты рассчитываются в соответствии с законом о государственной гражданской службе и иными нормативными документами и указываются в служебном контракте.

Если в должностные обязанности входит работа со сведениями, представляющими государственную тайну, сотрудник имеет право получить к ним доступ. Кроме того, сотрудник может обратиться в государственные и местные органы власти, иные общественные предприятия, если это необходимо для выполнения их рабочих обязательств.

Обязанности служащих

Как руководство отзывается о работнике и каковы материалы его личного дела? Государственный гражданский служащий это имеет право знать, и должен быть извещен о своей деятельности. Организация, которая нанимает сотрудников на гражданскую службу, проводит конкурс среди претендентов на занимаемую должность. Для повышения в должности в нем могут участвовать и уже работающие сотрудники.

Работники имеют право повышать свои профессиональные навыки. Их права и интересы должны отстаиваться работодателями, включая обжалование через суд. Закон также устанавливает право государственных служащих на медицинскую страховку и пенсию.

Вот такой обширный список прав у государственного гражданского служащего. Далее, рассмотрим их обязанности и ограничения.

Пенсия

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:

  • по выслуге лет плюс страховые отчисления;
  • по инвалидности (при наличии).

Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст. Для работников в государственных органах субъектов пенсионные выплаты регламентируются законами на уровне субъектов РФ. Обязательное требования – достижение пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60).

Если служащий непрерывно проработал на государственной службе 16 лет, в 2018 году ему полагается пенсия, равная 45 % от среднемесячного заработка. Стоит отметить, что, в соответствии с изменениями в законе о пенсионном обеспечении в России, трудовой стаж с каждым годом увеличивается. Так, в 2026 году и в последующие годы работники могут получить пенсию по выслуге только при стаже, равном 20 годам на государственной службе.